Раздел: События

В Хмелите открылась выставка “Дитя библиофила и мечты”

Views: 0

Названием выставки стали слова доктора искусствоведения, члена-корреспондента Академии Наук СССР А.А. Сидорова, который, являясь историком искусства, библиофилом и коллекционером, высоко ценил экслибрис.

         Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Ставят его обычно на форзаце книги. Его история именно как идентификационного знака начинается в эпоху Средневековья, когда книги были редкими и дорогими. Переписанные от руки, украшенные миниатюрами, часто в тисненных золотом переплетах, украшенных драгоценными камнями, они и ценились на вес золота. Потеря такого ценного предмета была очень ощутимой даже для королей. Знак владельца на книге должен был уберечь это имущество от кражи и порчи. Дворяне ставили на своих книгах печать фамильного герба, а французский король Карл V Мудрый распорядился сделать каталог книг из своей библиотеки, подписав каждую книгу: «Это книга моя. Карл». Благодаря его предусмотрительности, несколько столетий спустя библиотека французских королей стала гордостью и основой собрания одной из крупнейших библиотек мира — Национальной библиотеки Франции. 

Сам термин «экслибрис» появился вместе с книгопечатанием, когда цены на книги стали более демократичными и значительные книжные собрания появляются в университетах, домах купцов, писателей, ученых. В XV веке в Германии создаются первые экслибрисы, аналогичные современным — книжные знаки, которые наклеивали во внутреннюю часть книги или проставляли печатью. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера европейского Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн младший. Благодаря художникам экслибрис становится не только знаком собственности, он отражает индивидуальность владельца и является произведением искусства.

В России экслибрисы появились в начале XVIII века наряду с другими европейскими новшествами Петра I. Первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, сподвижники царя-реформатора, представители родовой знати. Век парадного и пышного барокко определял стилистику искусства в целом и искусства книжного знака. Миниатюрная гравюра становится уникальной иллюстрацией с историческими и мифологическими сюжетами, многозначительными символами и пафосными девизами.

XIX век вносит в экслибрис долю прагматичности. Индивидуальный знак принадлежности владельцу становится простой формальной этикеткой и служит, прежде всего, по своему прямому назначению — это указание постоянного места нахождения книги, в таком виде он сохраняется до сих пор в библиотечной практике. Скупые библиотечные штампы тому пример.

Начало XX века было отмечено коротким ярким ренессансом экслибриса в России, он становится практически самостоятельным жанром графического искусства, и снова благодаря выдающимся художникам – Ивану Билибину, Льву Баксту, Константину Сомову, Михаилу Добужинскому, Александру Бенуа. Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл —отражение духовного мира и печать вкуса своего владельца. С этого времени появляются художники, для которых экслибрис — центральная тема их творчества.

Однако история и значение экслибриса отнюдь не ограничивается книжной графикой. Библиотечные штампы на книгах — это тоже одна из форм указания на собственника книжного собрания. ХХ век дал новую интерпретацию и направление развития этого жанра изобразительного искусства. Молодой петербургский исследователь Мария Грызина высказала гипотезу, что «экслибрис является одной из вариаций «логотипа» до появления логотипа как товарного знака… Можно предположить, что история логотипа является одним из продолжений истории экслибриса, так как на все продукты графического дизайна влияет культурный ландшафт, и возможно, без исторического вклада экслибрисов, логотипы выглядели бы по-другому».

Коллекция экслибриса музея-заповедника «Хмелита» включает около 100 произведений российских художников ХХ-ХХI веков, на выставке также представлены книги с экслибрисами из частных библиотек XVIII — XIX веков.

Выставка проводится совместно с Народным мемориально-литературным музеем Бориса Гринченко г. Луганска, поэтому отдельный раздел выставки посвящен экспозиции данного музея и его книжному собранию.

Выставка продлится до 21 апреля 2024 года.