Хмелита и окрестности

Views: 5051

С 2010 года в музее-заповеднике существует экскурсионно-туристический маршрут по усадьбам в окрестностях Хмелиты «Знакомые все лица…», названный строкой из «Горя от ума» и связанный со смоленским окружением А.С. Грибоедова. По мнению академика Д.С. Лихачева, «культуру последней трети XVIII века и первой половины XIX века можно назвать усадебной. Это значит, что усадьба определяла в ней все основное и новое, весь культурный и духовный характер русской жизни».

Русская усадьба как синтез архитектуры, природы, садово-паркового искусства, музыки, живописи, театра и народной культуры формировала духовный мир нескольких поколений русской интеллигенции. На этой усадебной культуре был воспитан и А.С. Грибоедов. Достаточно высокий уровень культуры был присущ не только Хмелите, одному из средоточий избранного аристократического общества, но и многим окрестным поместьям.

Поэтому так актуальна и своевременна была идея создания в окрестностях Хмелиты именно историко-культурного музея-заповедника, так важна мысль о погружении посетителей в историко-культурную среду, к которой принадлежали Грибоедов и герои его комедии «Горе от ума». Еще в 1926 году Н.К. Пиксанов в своей книге «Грибоедов и старое барство» сосредоточился на проблеме изучения «социальной среды» Грибоедова, «родины-среды». Под «родиной-средой» он понимал не только грибоедовскую Москву, но и смоленскую провинцию, куда на лето выезжали и Грибоедовы, и их многочисленные соседи по Хмелите.

При изучении усадебной жизни конца XVIII – начала ХIХ века становится ясно, что культурный уровень богатого столичного и поместного дворянства был достаточно высок и практически одинаков. «Нынешнее понятие провинциальности, как противопоставление столичной культурности, на эти усадьбы не распространилось и оторванности от столиц просто не было», – справедливо замечает наш современник С. Черкасский. Это можно подтвердить историей усадеб смоленской провинции, которые включены в маршрут «Знакомые все лица…» (маршрут может проходить по малому и большому кольцу).

Грибоедовы были связаны узами родства, свойства, дружбы, соседства, служебными отношениями не только с Лыкошиными, но и с Радищевыми, Станкевичами, Разумовскими, Якушкиными, Хомяковыми, Татищевыми, Ушаковыми, Уваровыми, Шереметевыми, Паниными, Ведбольскими, Волконскими и многими другими. В музее-заповеднике, его ближайших окрестностях, в соседних районах выявлено более 10 памятников истории и архитектуры. Среди них наибольший интерес представляют:

  • Хмелита. Старейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб Смоленской земли. Грибоедовская Хмелита – духовный и смысловой центр музея-заповедника. Представляет собой не только огромную мемориальную, но и самостоятельную историко-архитектурную и культурную ценность.
  • Село Григорьевское. Находится в пяти верстах от Хмелиты, принадлежало Лыкошиным. Села соединяет заросшая ныне проселочная дорога, по которой в юности неоднократно ходил в гости к соседям Грибоедов. О прежнем великолепии имения, владельцем которого был М.Б. Лыкошин – дядя много общавшегося с Грибоедовым и оставившего о нем воспоминания В.И. Лыкошина, напоминают теперь остатки усадебного ансамбля ХVIII–ХIХ веков. Частично сохранилась Преображенская церковь конца ХVIII века, построенная владельцем Григорьевского в соревновании с Ф.А. и А.Ф. Грибоедовыми, представляют интерес фрагменты росписи. В былые времена в сельце, возникшем вокруг дворянской усадьбы, было два храма, почтово-телеграфное отделение, сберегательная касса, земская школа, на берегу речки Лужки стояли водяные мельницы, действовал винокуренный завод, в сыроварне делали масло и швейцарский сыр. Сохранилось несколько строений XVIII–XIX веков, регулярный парк с еловыми, сосновыми, дубовыми аллеями и группами лиственниц и вязов. Просматриваются остатки фундамента барского дома, в котором юный Грибоедов мог бывать со своими друзьями.
  • Село Липецы (Липицы). до 1700 года – Стенинская вотчина). Расположено на левом берегу реки Вазузы, в XVIII веке принадлежало роду Грибоедовых. В 1776 году дочь Ивана Грибоедова вышла замуж за дворянина Александра Федоровича Хомякова, получив Липицы в качестве приданого. При его сыне Степане Александровиче Хомякове усадьба превратилась в великолепный архитектурно-парковый ансамбль: были построены новый каменный усадебный дом, два каменных флигеля, несколько служебных и хозяйственных построек; был заново разбит регулярный парк с восемью аллеями, пейзажный парк с двумя озерами. «Умного и любезного старика Степана Алексеевича» хорошо помнили молодые Лыкошины, вероятно, знал их и Грибоедов. В 1797 году на холме над Вазузой был построен каменный храм во имя Преображения Господня. Усадьбу унаследовал Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) — известный русский писатель, драматург, философ, общественный деятель, друг А.С. Пушкина, один из идеологов славянофильства. Здесь он подолгу жил и написал многие свои произведения. В гостях у Хомякова и его жены бывал ее брат известный русский поэт Николай Михайлович Языков. От усадебного комплекса сохранились два каменных флигеля, церковь, артезианский колодец. Заслуживают внимания парки и озера – образец русского садово-паркового искусства ХVII–ХIХ веков.
  • Село Федяево. Родовая вотчина Грибоедовых с первой половины XVII века, между реками Вязьма и Мутенка. До наших дней частично сохранились аллеи парка, пруд и уникальный храм Троицы Живоначальной, возведенный на средства владельца усадьбы надворного советника Михаила Михайловича Грибоедова. Этот храм с двумя колокольнями и трапезной — яркий образец архитектуры зрелого классицизма. C середины XIX века владельцами усадьбы были графы Рибопьеры.
  • Село Пигулино (Ахтырка). Некогда принадлежало Лыкошиным. Сохранилась Ахтырская церковь 1819 года с классическими росписями купола и на паперти. Недалеко от церкви – небольшая часовня на берегу реки Лужни, построенная одним из Лыкошиных в благодарность за спасения от гибели при переправе через реку.
  • Село Высокое. Усадьба Шереметевых середины ХIХ века. Здесь в 1867 году много работал архитектор Н.Л. Бенуа. Усадьба представляет собой хорошо сохранившийся комплекс культовых, жилых и хозяйственных зданий. Эта уникальная усадьба представляет огромную ценность как памятник передового подхода к хозяйственному и культурному освоению территории.
  • Село Торбеево. Интерс представляет церковь Вознесения 1793 года – памятник зрелого классицизма.
  • Село Никольское. Здесь, в Сычевском уезде, в течение года (сентябрь 1916 – 1917 годы) работал врачом М.А. Булгаков. Впечатления от жизни здесь нашли отражение в его «Записках юного врача».

Музей-заповедник «Хмелита» опоясывает еще одно усадебное кольцо – на расстоянии 20 километров и более от Хмелиты находятся замечательные памятники, которые могут быть включены в туристические маршруты. Наиболее интересны из них:

  • Село Дугино. На берегу реки Вазузы была расположена богатая усадьба, пожалованная Екатериной II графу Н.И. Панину. Впоследствии оно перешло к М. Мещерской, урожднной Паниной, которая была замужем за внуком Н.М. Карамзина Н.П. Мещерским. В Дугине хранился архив Карамзиных и Мещерских. До наших дней сохранились два крыла дворца, хозяйственные постройки и роскошный парк. От центральной части парка в радиальном направлении отходят аллеи, каждая из которых как будто задумана для показа разных пород деревьев. Одна из них – лиственничная, другая – березовая, третья – из туи западной, четвертая – из чередующихся дуба и кавказской липы. Когда-то аллеи регулярного парка приводили к копаным прудам прямоугольной формы. Сейчас пруды заросли. С трех сторон регулярный парк окружили пейзажным, в котором параллельно реке Вазузе устроили каскадные пруды. Пруды со всех сторон обсадили лиственницами. Парк очень красив, в нем много экзотических деревьев.
  • Село Касня. Принадлежало Волконским. Считается одним из мест действия романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Село Николо-Погорелое. Усадьба Барышниковых сохраняет остатки некогда великолепного усадебного комплекса ХVIII–ХIХ веков.
  • Село Алексино (усадьба Барышниковых). Уникальный дворцовый ансамбль, в создании которого принимали участие архитекторы Д. Жилярди, М. Казаков и безвестные крепостные мастера. Сохранился комплекс жилых, культовых и хозяйственных построек, фрагментарно – регулярный парк.