История музея
Views: 3005
На Смоленщине первыми хранителями памяти о писателе и дипломате стали его родственники, друзья и знакомые, соседи из окрестных усадеб. В Хмелите одной из первых хранительниц наследия А.С. Грибоедова стала его кузина Елизавете Алексеевна Паскевич. Родственные отношения драматурга с семейством Элизы, как звали ее в домашнем кругу, продолжались на протяжении всей его жизни и хорошо прослеживаются по документам и свидетельствам современников.
Увековечение памяти об авторе гениальной комедии «Горе от ума» Александре Сергеевиче Грибоедове неразрывно связано с усадьбой Хмелита.
Из архивных документов становится очевидным, что в период, когда Хмелита принадлежала Паскевичам, здесь сохранялись фамильные иконы и портреты, старинные семейные грамоты и документы, хозяйственные бумаги.
Особое внимание княгиня уделяла церквям и фамильной усыпальнице в приделе Казанской церкви. Так, в 1835 году за счет хозяйки имения была перекрыта железом и окрашена медянкой деревянная крыша этого храма, а в 1836 году на месте ветхой Успенской кладбищенской церкви была выстроена часовня.
В Казанской и Алексеевской церквях постоянно совершались церковные требы. Гостями владельцев Хмелиты были в те годы не только служители местного церковного причта, но и представители духовенства из Вязьмы и Смоленска.
Первое упоминание в печати о Хмелите как о месте пребывания А.С. Грибоедова связано с именем будущего историка и издателя журнала «Русская старина» М.И. Семевского. После посещения им в 1856 году усадьбы Хмелита, в которой служил управляющим его отец и где вскоре умрет его мать, в журнале «Москвитянин» появилась статья «Несколько слов о фамилии Грибоедовых». В ней сообщались собранные М.И. Семевским сведения о предках матери поэта, его сестре Марии Сергеевне, коротко сообщалось о сохранившихся реликвиях и господском доме дворян Грибоедовых.
В приложении к статье редакция поместила Грамоту царя Михаила Романова о пожаловании земель в Вяземском уезде предку автора «Горя от ума» Михаилу Ефимовичу Грибоедову, а также несколько ранее неизвестных писем А.С. Грибоедова.
Усадьба Хмелита пережила период возрождение при своих последних хозяевах – дворянах Гейден-Волковых, владевших имением с 1892 по 1917 год. В этот период усадьба возвратила себе былую известность и славу культурного дворянского гнезда.
Владельцы усадьбы серьезно заинтересовались ее прошлым, изучили историю строительства, биографии некоторых предыдущих владельцев. Ознакомившись с родословными росписями, они установили дальние родственные связи с Грибоедовыми, узнали о литературных прототипах его бессмертной комедии – бывших обитателях Хмелиты, выяснили время начала строительства в усадьбе главного дома-дворца. До сих пор дата, названная Волковыми, является единственной, других свидетельств о времени постройки дома нет. Очень важно, что она не противоречит выводам реставраторов, которые основывали свои датировки на косвенных данных.
Таким образом, в Хмелите, как на рубеже XIX–XX веков и во многих других усадьбах России, создавалась своеобразная протомузейная структура. В процессе сакрализации усадебного мира, происходившей в то время в русской культуре, грибоедовская тема сыграла в Хмелите весьма важную роль. Другими словами, происходила «музеефикация сознания» хозяев и гостей усадьбы; ее мемориальное пространство рассматривалось как богатейшее историко-культурное наследие.
К сожалению, события 1917 года, ставшего поворотным в истории России, и последовавшая за ними Гражданская война привели к катастрофическим изменениям в культурной ситуации в стране. Члены семьи дворян Волковых стали свидетелями того времени, о котором впоследствии писал князь С.Е. Трубецкой: «Много было тогда разрушено наших родных гнезд, много пропало бесценных культурных сокровищ».
Первого декабря 1917 года был составлен первый краткий «Список построек, живого и мертвого инвентаря, а также продуктов, находящихся в имении Хмелита В.П. Волковой». К сожалению, вопрос о создании в Хмелите музея А.С. Грибоедова или хотя бы, как это было в соседних Алексине и Овиновщине, музея дворянского быта тогда даже не возникал. Ни в одном документе той поры не упоминается о мемориальной связи Хмелиты с именем автора «Горя от ума».
Десятого апреля 1918 года Комиссариат народного просвещения предписал исполкому Хмелитской волости организовать в бывшем господском доме-дворце Народный дом и «не ставить препятствий товарищу Елисееву в приеме культурных ценностей, всего имения и инвентаря».
В то же время из Москвы была приглашена комиссия, отобравшая и отправившая из Хмелиты в столицу, в помещение бывшего Английского клуба (одно их хранилищ Государственного музейного фонда), 113 картин. А в Румянцевский музей, по свидетельству Н.К. Пиксанова, была вывезена библиотека «в количестве до пяти тысяч томов».
Одновременно часть вещей из Хмелиты (в том числе 29 картин, мебель и посуда) оказалась вывезена в Вязьму и поступила в создававшийся там музей. Известно, что в довоенной экспозиции Вяземского музея эти вещи стали основой так называемого Грибоедовского уголка. В 1926 году внимание исследователей к грибоедовской Хмелите привлекла вышедшая в свет в московском издательстве «Никитинский субботники» книга Н.К. Пиксанова «Грибоедов и старое барство». В основу книги были положены неизданные документы, имевшие непосредственное отношение к Хмелите, к детству и юности автора «Горя от ума», его смоленскому окружению.
В 1929 году, накануне 100-летнего юбилея со дня гибели писателя и открывающихся в связи с этим в Москве широкомасштабных выставок, усадьбу Хмелита посетил заведующий Дорогобужским музеем Н.И. Савин. Им были сделаны фотографии фасадов господского дома, внутренних помещений и изразцовых печей в комнатах второго этажа.
Кроме того, в августе 1928 года в фондах Дорогобужского музея работал Е.И. Остриков, который проявил особый интерес к выявлению в коллекции музея портретов друзей А.С. Грибоедова в связи с подготовкой к печати биографии А.С. Грибоедова и очерка «Друзья А.С. Грибоедова».
На момент пребывания Е.И. Острикова в Дорогобужском музее там находился «великолепный портрет маслом работы художника Амерлинга» А.И. Бегичевой (в девичестве Барышниковой), а также несколько портретов ее брата А.И. Барышникова, один из которых принадлежал кисти того же мастера. Кроме того, в собрании музея находились портреты еще двух сестер Барышниковых – Анастасии (в замужестве Тургеневой) и Ольги (в замужестве Толстой).
Е.И. Остриков тщетно пытался найти в музее портрет С.Н. Бегичева, ближайшего друга А.С. Грибоедова, и в своем письме В.Я. Адарюкову высказывал надежду, что такой портрет мог храниться в семье правнучки С.Н. Бегичева и В.И. Лыкошина Ольги Степановны Бегичевой. В то время она «учительствовала в железнодорожной школе на станции Дорогобуж и выехала на лето на Урал». К сожалению, известно только о портрете В.И. Лыкошина, бережно сохранявшемся О.С. Бегичевой и теперь находящемся в экспозиции музея А.С. Грибоедова в Хмелите.
В связи с подготовкой к юбилейным грибоедовским торжествам 1929 года стало известно о тех вещах, которые предположительно были вывезены из Хмелиты в Гомельское имение Паскевичей. Театровед В.А. Павлов сообщил, что среди них: портрет А.С. Грибоедова-мальчика, портрет дяди поэта А.Ф. Грибоедова, послужившего прототипом Фамусова, портрет младшей дочери А.Ф. Грибоедова – С.А. Римской-Корсаковой, послужившей прототипом Софьи Фамусовой, портрет неизвестной из семьи Грибоедовых (предположительно сестры поэта).
В бывшей усадьбе Паскевичей в Гомеле, где находился в то время краеведческий музей им. Луначарского, хранились также список комедии «Горе от ума» и персидские рукописи (манускрипты). По предположению В.А. Павлова, именно эти рукописи были захвачены тестем А.С. Грибоедва А.Г Чавчавадзе в Баязете, и именно о них упоминает А.С. Грибоедов в своей переписке.
В окружном архиве Белоруссии В.А. Павловым была обнаружена папка «одного судебного дела дяди Грибоедова (Фамусова), дающего любопытные черты к этому облику». Все названные мемориальные ценности были привезены в Москву, многие были представлены на юбилейной выставке, в том числе изображение усадьбы Хмелита. После завершения выставки экспонаты были распылены по запасникам разных музеев.
Судя по сохранившимся фотографиям 1939–1940 годов, перед началом Великой Отечественной войны усадебные постройки и парк в Хмелите были в удовлетворительном состоянии. По воспоминаниям старожилов, во время оккупации Смоленщины немецко-фашистскими войсками в главном усадебном доме и прилегающих к нему флигелях жили немецкие офицеры и солдаты. В марте 1943 года во время отступления они взорвали колокольню Казанской церкви.
В годы оккупации исчезли грибоедовские вещи из Вяземского краеведческого музея, о чем сообщается в одной из докладных записок музейного сотрудника, присутствовавшего при попытке эвакуации предметов в 1941 году. Перечня предметов, экспонировавшихся до войны в Грибоедовском уголке Вяземского краеведческого музея, не сохранилось.
В послевоенные годы в усадебном доме Хмелиты располагались молокоприемный пункт, склады зерна и удобрений.
В 1954 году на складах случился пожар, продолжавшийся в течение нескольких дней. После пожара дом не стали восстанавливать, более десятилетия он стоял, разрушаясь не только от погодных условий, но и от варварства местного населения. Многие фрагменты кладки были разобраны жителями на кирпич для личных нужд. Кроме того, появилось много искателей так называемого «хмелитского клада», поиски которого также вели к разрушению и осквернению усадебных построек.
Приказом Смоленского облисполкома от 25 октября 1966 года усадьба была включена в дополнительный список памятников местного значения, подлежащих охране. К этому времени от барочного и позднего ампирного великолепия в усадьбе Хмелита оставался только мрачный скелет.
В 1967 году знаменитый русский архитектор-реставратор П.Д. Барановский, уроженец Вяземского уезда, проводил реставрационные работы в Болдинском монастыре под Дорогобужем и посетил Хмелиту. Мастера давно занимала судьба некогда великолепной каменной усадьбы. В ходе ее натурного обследования именно П.Д. Барановский определил усадьбу как памятник русского елизаветинского барокко. После этой поездки по инициативе архитектора в грибоедовской усадьбе начались реставрационные работы, которые ее спасли.
Первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также натурные исследования позволили подтвердить правоту П.Д. Барановского: под позднейшими ампирными наслоениями оказался первоклассный памятник гражданской архитектуры в стиле барокко. Хронологически он принадлежал к 60-м годам XVIII века, а стилистически – к архитектуре 1740-х годов, т. е. к тому периоду, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в строго ограниченных объемах, а сохранившиеся до наших дней постройки того времени исчисляются единицами.
В 1970 году в связи со 175-летием со дня рождения А.С Грибоедова усадьба получила статус памятника федерального значения и была поставлена на государственную охрану.
Территория усадьбы принадлежала тогда совхозу «Хмелитский» и использовалась без соблюдения требований к сохранности памятника. В связи с этим ведущему архитектору проекта реставрации усадьбы Хмелита В.Е. Кулакову приходилось на первых порах вести борьбу с местными административными органами, неоднократно пытавшимися вести строительство на территории усадьбы, не согласовывая эти действия с Обществом охраны памятников.
В соответствии с решением Смоленского облисполкома Всероссийская специальная научно-реставрационная производственная мастерская начала работы по исследованию и составлению проекта реставрации усадебного комплекса и приспособления этих помещений под административно-культурные учреждения совхоза «Хмелитский».
Проект реставрации усадьбы предусматривал восстановление грибоедовской усадьбы в ее первоначальном облике на середину XVIII века. Все архитектурные формы дворца, декор его фасадов восстанавливались по сохранившимся фрагментам. Фронтоны главного дома, детали овальной парковой лестницы воспроизводились по аналогии. Первоначальная покраска фасадов в бело-бирюзовый тон с охристыми деталями документировалась отдельными сохранившимися фрагментами. В интерьере восстанавливались внутренние лестницы, своды, карнизы, проводилась покраска стен в помещениях.
В период проведения восстановительных работ в усадьбе Хмелита благодаря деятельности В.Е. Кулакова, его единомышленников, а также местных краеведов и учителей-энтузиастов грибоедовские места становятся все более популярными не только у смолян, но и за пределами Смоленской области. В летнее время проводятся экскурсии для школьников, Хмелиту посещают историки и литературоведы.
Со временем благодаря успешной реализации проекта было признано, что наиболее целесообразно использовать основные помещения дворца только под культурно-просветительные учреждения, т. к. это не требовало изменения его интерьеров и первоначальной планировки.
К 1985 году парадные помещения дома-дворца предполагалось отвести под мемориальный музей А.С. Грибоедова и сельскую библиотеку. На первом этаже планировалось разместить вестибюль, гардероб, комнаты для клубной работы. Помещение галереи оборудовалось под зрительный зал. В юго-восточном флигеле размещалась контора совхоза. Параллельно разрабатывались проекты охранных зон и реставрации усадебного парка.
Общая направленность исследовательских и проектных работ авторского коллектива Всероссийской специальной научно-реставрационной производственной мастерской по усадебному ансамблю в Хмелите, сочетавшему в себе мемориал великого драматурга и выдающееся творение русского зодчества, служила не только реставрации и сохранению отдельных зданий, но и максимально возможному восстановлению исторической среды. Такое решение обеспечило полноценный показ памятника в условиях возросшего интереса к культурному наследию России.
В январе 1985 года в Хмелите по инициативе Министерства культуры РСФСР, Смоленского обкома, Пушкинской комиссии АН СССР и газеты «Советская культуры» прошли первые Грибоедовские чтения. Настоящими вдохновителями этого большого собрания ученых стали архитектор-реставратор В.Е. Кулаков, ленинградский ученый, секретарь Пушкинской комиссии, известнейший исследователь жизни и творчества А.С. Грибоедова С.А. Фомичев и секретарь Вяземского райкома КПСС В.И. Атрощенков.
В Грибоедовских чтениях приняли участие гости из Москвы, Ленинграда, Новгорода, Смоленска; из союзных республик – Украины, Армении, Азербайджана; местные коллекционеры и собиратели. В программу чтений вошли не только доклады и сообщения о биографии и творчестве автора «Горя от ума», но и рассказ режиссера Н.С. Михалкова о задуманном им фильме о Грибоедове, сообщение Н.А. Тарховой об истории усадьбы, сцены из комедии, сыгранные актерами Малого театра.
В своем заключительном слове, посвященном закрытию первых Грибоедовских чтений, С.А. Фомичев обратил внимание слушателей на то, что биография и творчество Грибоедова могут быть разносторонне изучены «только в результате коллективных исследований ученых разных специальностей. Необходима оперативная координация коллективных исследовательских интересов, постоянный и заинтересованный обмен мнениями. Необходим и научный центр такого рода исследований. Хочется надеяться, что им станет музей-усадьба Грибоедова “Хмелита”, а живым научным органом координации… регулярные Грибоедовские чтения».
Благодаря поддержке многих ученых, актеров, средств массовой информации, местной интеллигенции музей-усадьба А.С. Грибоедова с конца 1987 года становится филиалом Смоленского музея-заповедника.
В июне 1988 года Хмелита приобрела новый статус – была преобразована в самостоятельный Музей-усадьбу А.С. Грибоедова (решение Исполнительного комитета Смоленского областного совета народных депутатов от 23.06.88 № 236), а Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 г. на базе уже существовавшего музея-усадьбы был создан Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита». Сейчас это музей-заповедник федерального значения.
Первые экспозиции – небольшие выставки, посвященные А.С. Грибоедову, – в 1991–1993 годах находились в дворцовых флигелях, в том числе на площадках и пролетах лестниц. Оформлял эти экспозиции художник-дизайнер А.А. Тавризов.
Монографическая историко-культурная экспозиция музея «А.С. Грибоедов и его время» была открыта к 200-летию со дня рождения А.С. Грибоедова в 1995 году. Она разместилась в цокольном этаже главного дома-дворца, где прежде находились подсобные помещения. Экспозиция была посвящена жизни и творчеству автора гениальной комедии «Горе от ума», подвигу его служения на воинском, литературном и дипломатическом поприщах.
В 2008 году открыта основная экспозиция «В гостях у А.С. Грибоедова и героев его комедии “Горе от ума”», посвященная пребыванию А.С. Грибоедова в Хмелите, его смоленскому окружению, «любезным родственникам» и соседям по «летней» усадебной Москве.
Среди наиболее ценных экспонатов – рабочий письменный стол писателя, рукописные списки комедии «Горе от ума» 1820-х годов, первое издание «Горя от ума» 1833 года и прижизненные издания других произведений Грибоедова. В экспозиции представлены живописные портреты, книги круга чтения драматурга, изображения его современников, виды смоленских усадеб, предметы быта конца XVIII – первой трети XX века. Кроме основной экспозиции в Хмелите развернуты выставки, которые способствуют более полному восприятию эпохи и творческой биографии А.С. Грибоедова.
Ежегодно в мае в заповеднике проводится Всероссийский Грибоедовский праздник. Традиционно 15 января отмечается день рождения А.С. Грибоедова с участием писателей и деятелей культуры России. Материалы научных, в том числе международных конференций, публикуются в Хмелитских сборниках и других изданиях.
В соответствии с планами музея-заповедника осуществлена музеефикация мемориальных нахимовских мест, созданы Музей П.С. Нахимова, мемориал «Памяти воинов Западного и Резервного фронтов “Богородицкое поле”» и военно-исторический музей «Богородицкое поле», посвященный героическому подвигу наших армий под Вязьмой в октябре 1941 года.
В течение последних 30 лет Хмелита успешно возрождалась для новой, теперь уже музейной жизни. Сегодня посетителям музея-заповедника предлагаются экскурсии не только по музейной территории, но и по окрестным усадьбам: Липицы – Хомяковых, Волочек – Нахимовых, Высокое Шереметевых, Дугино – Паниных-Мещерских.
Музей А.С. Грибоедова в Хмелите – единственный в мире музей, посвященный памяти этого выдающегося человека – писателя, дипломата, общественного деятеля. Н.М. Карамзину принадлежат слова: «Родина мила сердцу… пленительными воспоминаниями». Такие воспоминания окружают посетителей грибоедовской Хмелиты на каждом шагу.