Мемориально-литературная экспозиция

Views: 1078

В 2008 году на втором этаже главного дома – дворца открыли новую экспозицию « В гостях у А.С Грибоедова и героев его комедии «Горе от ума». Она отражает мир детства А.С. Грибоедова и дает представление о том времени, когда он ребенком и отроком ежегодно приезжал летом с матерью в Хмелиту под гостеприимный кров своего дяди Алексея Фёдоровича Грибоедова.

Поднимаясь на 2-й этаж, в малом аванзале посетителей встречает портрет А.С. Грибоедова кисти художника Е. Моисеенко и отрывок из «Путешествия в Арзрум» А.С. Пушкина – дань памяти своему великому современнику А.С. Грибоедову.

В комнате Грибоедова, бывшей библиотеке, воссоздана обстановка, способствовавшая его интеллектуальному развитию: письменный стол драматурга, портрет Грибоедова в отрочестве, написанный неизвестным художником в Хмелите, бронзовые часы с мифологическим сюжетом, старинная мебель 18 века, книги круга его чтения – Мольер, Гете, Шиллер, Виланд, многотомное новиковское издание «Древняя Российская вивлиофика», книги посвященные путешествиям, истории Петра I и др.

Далее следуют комнаты хозяев Хмелиты. В комнате кузины Элизы, в замужестве Паскевич, портреты супругов Паскевич, портрет А. Одоевского, двоюродного брата Елизаветы Алексеевны, в книжном шкафу прелестный дамский альбомчик, нач. 19 века, «где верно клятву вы прочтете в любви до гробовой доски», модные дамские романы мадам Жанлис и романы Руссо.

В кабинете Алексея Федоровича, хозяина Хмелиты – секретер карельской березы, на котором документы хозяйственного архива усадьбы, портрет А.В. Суворова, при котором некогда служил дядя драматурга «сражаясь как лев с турками», старинные напольные часы фирмы «Нортон».

В будуаре жены Алексея Федоровича Настасьи Семеновны, ур. Нарышкиной, портреты ее родственников Салтыковых, крупнейших землевладельцев Смоленской губернии, виды Петербурга, Москвы, где она жила до замужества и часто бывала потом. Зеркало, комод, у окна столик для рукоделия – все вещи датируются серединой 18 – началом 19 века.

Парадную анфиладу открывает – столовая. Среди интересных вещей старинный киот красного дерева с иконой Николая Чудотворца и скатерть, вышитая крестом, с узором, который в семье Якушкиных был традиционным. Скатерть передала в музей А.С. Якушкина, одна из продолжательниц славного смоленского рода.

Парадный зеленый зал, украшенный царскими портретами и портретами неизвестных дам, которые восполняю, в некоторой степени, утраченные фамильные портреты Грибоедовых, помнит юного Александра, который принимал участие в семейных торжествах.

«Множество гостей у парадного подъезда» «великолепной каменной усадьбы» будущий драматург мог наблюдать прямо из окон.

Украшением голубой гостиной является большое зеркало в резной золоченой раме 18 века, кресла, подлокотники которых украшены головками лебедей, диван, столик наборного дерева, а также портреты друзей и соседей по Хмелите: В.И. Лыкошина, И.Д. Якушкина, Д.И. Уваровой, А.И. Барышникова. Акварель с изображением смоленской усадьбы Аделаидино, датируется 1829 годом и принадлежит кисти родственника Грибоедовых Д.Мергасова.

Мемориально-литературная экспозиция погружает нас во время пребывания А.С. Грибоедова летом в Хмелите, вызывает в памяти воспоминания его друзей и соседей В. Лыкошина и А. Колечицкой, рассказы знакомых Грибоедова о том, что с детства его призванием были поэзия и театр, а некоторые черты хозяев и гостей Хмелиты отразились в образах Фамусова, Чацкого, Скалозуба, Репетилова, Софьи.

Хмелита и окрестные усадьбы с их высоким уровнем культуры оказали огромное влияние на формирование личности и творчества Грибоедова, в котором отразились впоследствии ранние хмелитские впечатления. Поэтому тема экспозиции « В гостях у А.С. Грибоедова и героев его комедии «Горе от ума» раскрывается как в бытовом плане – «самый любимый родственный дом», так и в литературном – «дом Фамусова».