Цикл онлайн сообщений «Круг чтения А.С. Грибоедова». НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ А.С. ГРИБОЕДОВА

Visits: 555

        В 1806 г. Александр Грибоедов становится студентом словесного отделения Московского университета. Программа обучения здесь была очень насыщенной, разнообразной: курс греческой и латинской литературы, эстетика, «понятия о поэзии восточной», «изъяснения превосходнейших творений германских поэтов», переводы с русского на английский и наоборот, лекции профессора М. Каченовского по русской историографии, запомнившиеся всем тем, что можно было «дремать под его однообразный, монотонный говор».

     Получив в 1808 г. диплом кандидата словесности, А.С. Грибоедов продолжил обучение в университете. Он посещал лекции об основаниях философских систем, естественному и народному праву, политэкономии, прав в системе российского законодательства, записался вольнослушателем нравственно-политического отделения.

     Грибоедов с удовольствием слушал  «разборы лучших российских прозаиков и стихотворцев»,  и посещал лекции магистра А. Мерзлякова по теории поэзии на русском языке. Между прочим, последний является автором слов т.н. «русской народной песни» «Среди долины ровныя…».

   Позже Грибоедов, отвечая на вопрос «Что требуется от русского поэта?», говорил: «Совершенное познание русского языка…Чтобы совершенно постигнуть дух русского языка, надобно читать древние летописи, собирать народные песни и поговорки, знать несколько соплеменных славянских наречий, прочесть несколько славянских, богемских и польских грамматик и рассмотреть столько же словарей…».

   История, предания, древние летописи, русское народное творчество всегда были объектом пристального внимания автора «Горя от ума». В его письмах и заметках, а также в набросках неоконченных произведений мы можем неоднократно встретить упоминания о древнерусских героях и сюжетах, русских народных песнях, играх, гуляниях, традициях. Да и комедия «Горе от ума» содержит высказывания о народе, русском языке, а крылатые фразы из этого произведения давно стали «русскими народными пословицами и поговорками», многие уже не помнят о том, что их придумал А.С. Грибоедов.

      Особо следует отметить, что Грибоедов был глубоко верующим человеком, он постоянно обращался в своих творениях к библейским сюжетам, посещал древние храмы, много беседовал о христианской вере с близкими по духу людьми. Так, поэт и декабрист В. Кюхельбекер не раз говорил о том, что именно Грибоедов  «поселил» любовь к Богу в его душе.

  Друг детства и юности писателя В.И. Лыкошин сообщал, что с балкона дома Грибоедовых на Новинском бульваре дети и взрослые наблюдали за многочисленным народным гуляньем, которое ежегодно устраивали в Москве на Святой неделе после Пасхи.

  Позже Грибоедов красочно опишет в заметке «Загородная поездка» еще одно народное гуляние в Парголове под Петербургом.  В ней, между прочим, он высказывает мысль о пропасти между простым народом и дворянством, даже передовым и просвещенным.

   Интересно прочесть письма, заметки и дневники Грибоедова, связанные с посещением Киева и Крыма. Он специально готовился к этому вояжу и прочел немало книг об истории Крымского полуострова. В круг его чтения в этот период вошли произведения античных писателей и его современников также посетивших древнюю Тавриду.

   О киевских впечатлениях он сообщал В. Одоевскому: «Я в древнем Киеве…Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображением: за ними едва вскользь заметил я настоящее поколение…Как трепетно вступаешь в темноту Лавры или Софийского собора…».

   В Крым Грибоедова влекли интересы, связанные с замыслом трагедии о великом князе Владимире, крестившимся в Корсуни в 988 г.

    Во время своего путешествия по Крыму в июне- сентябре 1825 г. писатель осмотрел всю южную и восточную часть полуострова, встречался и знакомился со многими известными личностями, увидел и описал Крым во время его  обустройства для «удобности жизни».

    Готовясь к путешествию А.С. Грибоедов изучил множество древних и новых источников по  истории, географии, экономике, ботанике.  Грибоедов закончил свое путешествие по древней Тавриде в Керчи, откуда морем возвратился на Кавказ.

   Грибоедов был одним из тех, кто высказывал свое восхищение «Историей Государства Российского» и специально ездил в Н. Карамзину, чтобы засвидетельствовать свое почтение: «Стыдно было бы уехать из России, не видавши человека, который ей наиболее чести приносит  своими трудами, я посвятил ему целый день в Царском Селе и на днях еще раз поеду на поклон».

   Автор «Горя от ума» внимательно изучал многотомное сочинение И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России», о чем мы тоже можем узнать из его переписки. Первый русский Император и его деятельность не всегда вызывали одобрение А.С. Грибоедова, но именно при этом правителе России находились на службе многие  предки драматурга: воевода Тимофей Грибоедов (прапрадед),  Семен Грибоедов (первый владелец Хмелиты из рода Грибоедовых) и др.  эти книги занимают почетное место в основной экспозиции музея А.С. Грибоедова.