Цикл онлайн-сообщений «Круг чтения Грибоедова» Русская литература в творческой биографии Грибоедова
Views: 376
О широкой образованности и блестящей эрудиции Александра Грибоедова прекрасно известно. Он был хорошо знаком со многими произведениями выдающихся русских просветителей, писателей и драматургов XVIII — начала XIX века — Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Новикова. Он читал поэтические произведения своих великих современников — Державина, Жуковского, Батюшкова.
На рубеже XVIII–XIX веков преобладающее положение в русской поэзии и прозе занимал сентиментализм, ведущий успешную борьбу с отживавшим свой век классицизмом и расчищающий путь романтическому движению. Признанным главой русского сентиментализма был Карамзин. Батюшков и Жуковский, Вяземский и юный Пушкин – все считали себя «карамзинистами».
Погружение Грибоедова в русский литературный процесс совершалось в то время, когда все более значимым литературным направлением в России становился романтизм, многое заимствовавший в Западной Европе, но имевший и национальную специфику.
Грибоедов был очень общительным человеком — он не только читал новинки отечественной и зарубежной литературы, наблюдал за литературными баталиями, но и был их активных участником.
Особое место в грибоедовскую эпоху занимала журналистика. В XVIII веке она дала образцы язвительного памфлета (Новиков и Крылов), показала большие возможности эпистолярного жанра (Крылов и Фонвизин), сформулировала важные положения нравственного кодекса журналиста (Ломоносов и Радищев). Появлялось все больше частных журналов. Привлекали читателей специализированные периодические издания: хозяйственные, медицинские, детские и прочие.
Журналы «Русский вестник», «Чтение в Беседе любителей русского слова», «Мнемозина», «Сын Отечества», «Русский инвалид», «Вестник Европы» входят в круг чтения Грибоедова. В 1814 году он опубликовал в «Вестнике Европы» две статьи, обращался к этому жанру и позже. В 1816 году свой журнал издавало «Вольное общество соревнователей просвещения и благотворения», позднее ставшее «Обществом любителей российской словесности». В него был принят писатель.
Особый интерес Грибоедова привлекал альманах «Полярная звезда» — замечательное, самобытное издание декабристов. Успех «Полярной звезды» породил подражания: появились альманахи «Северные цветы», «Русская талия» (в нем в 1825 году напечатаны отрывки из комедии «Горе от ума») и другие.
Переводы и собственные сочинения, созданные русскими литераторами для театральных постановок, также входили в круг чтения Грибоедова. Имена Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Капниста, Озерова были ему хорошо известны. Комедийный жанр был представлен в перовой четверти XIX в. сатирической (Крылов, Шаховской, Загоскин) и «благородной», или «светской», комедией (Хмельницкий). Накануне восстания декабристов зарождается драматургия прогрессивного направления. И одним из наиболее ярких ее представителей становится автор «Горя от ума».
Особую страницу в истории русской драматургии занимает творчество Пушкина, оказавшего решающее влияние на всю последующую историю театра. Грибоедов неоднократно встречался с Пушкиным, гордился знакомством с ним.
Предметом пристального внимания Грибоедова была также поэзия и проза декабристов, многих из которых он знал лично, был в родстве с Александром Одоевским.
Многие произведения названных авторов, входивших в круг чтения Грибоедова, теперь малоизвестны читающей публике. Думается, что погружение в мир русской литературы грибоедовского времени интересно и важно для образованного общества XXI века. Оно может оказаться весьма и весьма поучительным.