Лубочный театр
Views: 198
Ежегодно в нашей стране с 24 по 30 ноября проходит Всероссийская неделя «Театр и дети». Музей-заповедник «Хмелита» присоединяется к акции с рассказами из музейного цикла «Театральные затеи».
Стихотворение А.С. Грибоедова «Лубочный театр» было написано 16 октября 1817 года, когда в журнале «Северный наблюдатель» появился критический отзыв М.Н. Загоскина (1789–1852) на постановку ранней комедии Грибоедова «Молодые супруги», и из-за этого началась целая литературная баталия. Грибоедов писал поэту Павлу Катенину: «Дурак Загоскин в журнале своем намарал на меня ахинею. Коли ты хочешь, непростительно, точно непростительно этим оскорбляться, и я сперва, как прочел, рассмеялся, но после, чем больше об этом думал, тем больше злился. Наконец, не вытерпел, написал сам фасессию и пустил по рукам, веришь ли? Нынче четвертый день, как она сделана, а вчера в театре во всех углах ее читали, благодаря моим приятелям, которые очень усердно разносят и развозят копии этой шалости».
В своей «фасессии» Грибоедов демонстрирует писателя Загоскина и его героев его произведений, пользуясь особой стихотворной речью – свободной ритмически, но обязательно рифмованной, получившей название раёшного стиха, или раёшника. В чем-то «Лубочный театр» перекликается с монологами Чацкого с перечислением московских «оригиналов».
Эй! Господа!
Сюда! сюда!
Для деловых людей и праздных
Есть тьма у нас оказий разных:
Есть дикий человек, безрукая мадам!
Взойдите к нам!
Добро пожаловать, кто барин тароватый,
Извольте видеть — вот
Рогатый, нерогатый
И всякий скот:
Вот господин Загоскинг
Вот весь его причет!
Княгини и
Княжны,
Князь Фольгин и
Князь Блёсткин;
Они хоть не смешны, да сам зато уж он
Куда смешон! —
С ним вместе быть, ей-богу! праздник.
Вот вам его Проказник;
Спроказил он неловко: раз упал
Да и не встал.
Но автор таковым примером
Не научен — грешит перед партером,
Проказит до сих пор.
Что видит и что слышит.
Он обо всем исправно вздор
И говорит и пишет.
Вот Богатонов вам: особенно он мил,
Богат чужим добром — всё крадет, что находит,
С Транжирина кафтан стащил!
Да в нем и ходит,
А светский тон
Не только он —
И вся его беседа
Переняли у буйного соседа.
Что ж вы?… Неужто по домам?
Уж надоело вам?
И кстати ль?
Вот вам Загоскин-Наблюдатель;
Вот Сын Отечества, с ним вечный состязатель;
Один напишет вздор,
Другой на то разбор;
А разобрать труднее,
Кто из двоих глупее.
Что вы смеетесь, господа?
Писцу насмешка не беда.
Он знает многое смешное за собою,
Да уж давно махнул рукою.
Махнул пером — отдал сыграть,
А вы, пожалуй, рассуждайте!
Махнул пером — отдал в печать,
А вы читайте!
При жизни писателя это стихотворение так и не было опубликовано. Причиной стало то обстоятельство, что М.Н. Загоскин в 1817 году был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров, а действовавшее тогда в России законодательство запрещало критиковать, или каким-либо способом осуждать действия служащих государственных учреждений.
«Лубочный театр» впервые попал в содержание журналов только в 1837 году. Это произведение «принадлежит к иной драматургической системе, нежели прочие пьесы молодого Грибоедова» – отметил известный ученый творчества и биографии А.С. Грибоедова С.А. Фомичев. «Здесь поэтика народного, площадного зрелища испробована и, можно сказать, исследована будущим автором Горя от ума» – подчеркнул ученый. И это закономерно.
Грибоедов, как и другие его сверстники, с детских лет наблюдал различные виды народного творчества. Городские праздники, гуляния и игрища регулярно происходили в подновинском предместье Москвы, где находился его дом. Друг детства Грибоедова В.И. Лыкошин вспоминал: «Дом Грибоедовых под Новинским был с большой открытой галереей к площади, как счастливы были мы, когда на святой, во время известного катания мы толпились на этой галерее в куче родственников, собиравшихся смотреть, что происходит под Новинским».
В конце XVIII–начале XIX века здесь разыгрывались разнообразные выступления, начиная от комических сценок фарсового характера, шуточного разговора и кончая пляской с участием зрителей. Некоторые из этих форм фольклорного театра нашли отражение в гравюре известного французского художника Жерара Делаба́рта «Вид Подновинского предместья в Москве», выполненной в 1799 году. На гравюре изображены столкнувшиеся экипажи – видно, что пострадали даже люди. Рядом торговец предлагает свои товары, а дальше видны аттракционы и народные гулянья.
Гравюра представлена в экспозиции музея-заповедника «Хмелита».