Выставки в Москве: афиши и экспликации

Views: 73

Предлагаем вашему вниманию подробную информацию о выставках музея-заповедника «Хмелита», которые экспонируются в настоящее время в Москве, в Государственном музее Л.Н. Толстого.

ВЫСТАВКА Мода: «…смесь французского с нижегородским» 

Как известно, костюм может очень многое рассказать о своей исторической эпохе, о моде, вкусах и привычках людей. Мода на костюмы XIX века в России на протяжении всего столетия изменялась неоднократно. 
Картины и журналы мод того времени свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии строго следовал европейской моде. 
Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия из Франции в Россию пришла мода ампир, которая не отличалась сложностью форм: женщины носят длинные светлые платья из тонкого шелка, силуэт фигуры характеризуется высоким положением талии, маленьким объемом лифа, прямой, узкой юбкой. 
Восточный стиль ориентализм с его живыми красками и богатым декором был в моде на протяжении всего 19 века. В грибоедовское время на маскарады любили одеваться турчанками и китаянками. 
В начале 20-х годов XIX века опять возвращается жесткий корсет, на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей, а под платье надевают сильно накрахмаленные нижние юбки. 
Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. 
Прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца. 
Образ светской дамы «грибоедовской поры» — открытые плечи и юбка-колокол, буфы, рюши, бейки, банты. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки 
Если на женское платье влияла французская мода, то мужскую моду в XIX веке диктовала Англия. 
Именно оттуда пришли в Россию панталоны, фрак, редингот, сюртук. 
Самой характерной деталью мужского костюма XIX века является фрак. Изначально это была одежда для верховой езды, но затем его стали носить и на балы, и как повседневную одежду. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными. О фраке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума: «Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем!» – возмущался Чацкий этой одеждой.» 
Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость. 
В 30-е гг. утверждается дальнейшая пышность и помпезность русского придворного этикета и костюма. Она является своего рода отголоском жесткой реакции в общественной жизни России после расправы над декабристами в 1825 г. 
Царь Николай I 27 февраля 1834 г. издаёт указ, который устанавливает специальную форму русского придворного костюма, вводивший новое придворное женское платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. 
Модные французские формы механически соединяются в нем с русским орнаментом золотого и серебряного шитья, украшением драгоценностями. Цель этого псевдорусского стиля — представить царское самодержавие выразителем народных интересов. Элементы «русского стиля» в одежде использовали различные круги интеллигенции как средство резко выделиться, подчеркнуть свои отличительные черты. 

Хмелита в творчестве российских художников

На выставке из музея-заповедника «Хмелита» представлена графика, посвященная жемчужине Смоленщины – грибоедовской усадьбе «Хмелита».

Старинная Хмелита, тесно соединенная с судьбой А.С. Грибоедова,    часто притягивала внимание художников. Аристократическая красота единственной сохранившейся в России провинциальной усадьбы, построенной в 1753 году Федором Алексеевичем Грибоедовым – дедом гениального создателя «Горя от ума», в редком для этих мест архитектурном стиле елизаветинского барокко, никого не оставляла равнодушным. Сюда на протяжении 15 юношеских лет приезжал каждое лето А.С. Грибоедов со своей матерью и сестрой.

Как любая другая сельская дворянская усадьба, Хмелита, наряду с жилым комплексом и хозяйственными постройками, включала парковую зону — место для неспешных прогулок и отдыха на лоне природы. В жаркий летний день здесь можно было отдохнуть на скамье, уединиться с книгой в беседке, полюбоваться прудами и вечерним закатом, побродить по тенистым живописным аллеям. 

В общий усадебный ансамбль Хмелиты входят французский регулярный и английский пейзажный парки с каскадом прудов и сохранившимися реликтовыми деревьями. Украшением регулярного парка являются старые липы — самые распространенные деревья, растущие на территории усадеб. Многим липам несколько столетий, другие посажены недавно на месте погибших старых деревьев. Особое внимание привлекают многовековые дубы, доставшиеся Грибоедовым от первых владельцев усадьбы князей Буйносовых-Ростовских. Возраст некоторых из них превышает 300 лет.

В аллеях парков особенно чувствуешь дуновение вечности, ведь эти дубы и липы многое «повидали» на своем веку. Тени прошлого в старинных усадебных пространствах незримо окружают нас.

Для художников грибоедовские места имеют особое значение. Они приезжают в Хмелиту на пленэры, чтобы ощутить почти первозданную красоту местной природы, творческую атмосферу, приобщиться к традициям русской культуры. Поэтическими ландшафтами усадьбы и ее окрестностей навеяны графические произведения, представленные на выставке. Главный дом с флигелями и старинными интерьерами, служебные постройки, старинные парки, каскад прудов, — все это запечатлено в графике.

Среди участников выставки: земляки Грибоедовых – заслуженный художник России Виктор Чайка и Наталья Чайка, Геннадий Улыбин, Виталий Рыбаков; московские художники Сергей и Ольга Чернышевы; архитекторы-реставраторы Татьяна Глухова и Екатерина Марценюк, вместе с основателем музея-заповедника «Хмелита» В.Е. Кулаковым принимавшие участие в восстановлении дворцового комплекса. Авторы – участники всероссийских и международных выставок, их работы хранятся во многих государственных музеях и частных собраниях.

Каждая из представленных на выставке графических работ отражает особенный взгляд автора на Хмелиту, открывает зрителю красоту и гармонию усадебных уголков и дворцовых интерьеров. 

В цветовой гамме графики мы не увидим буйства живописных красок. Однако представленные на выставке работы, выполненные авторами в сдержанной манере углем, акварелью, темперой, тушью и пером, – пейзажи, архитектурные объекты; интерьеры с удивительными изразцовыми печами, восстановленные невероятным трудом реставраторов, помогают нам воссоздать яркую картину дорогих великому создателю «Горя от ума» мест.

В подготовке выставок участвовали:

Дмитрий Несмелов – главный художник;

Екатерина Попова, специалист экспозиционно-выставочной работы; 

Александр Несмелов –художник-дизайнер экспозиционно-выставочного отдела.