Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»
23 февраля 2024
Выставка “Портрет в саду, или Сад расходящихся тропок”
Описание
Views: 0
Название выставки «Портрет в саду, или Сад расходящихся тропок» возникло не случайно. Оно вдохновило организатора и куратора выставки Татьяну Спасоломскую не столько метафорой лабиринта, которая используется в одноименной повести Хорхе Борхеса, сколько ярким образом, который позволял вписать выставку в эстетику усадьбы Хмелита — жемчужину елизаветинского барокко, где, как в любой усадьбе, был разбит ландшафтный парк с системой дорожек и прудов.
Название обусловлено также и темой сада, которая давно звучит в многогранном творчестве известной театральной художницы Татьяны Спасоломской. Она не раз обыгрывала его на сцене в своих декорациях. Однако осознание того, что этот мотив будет вдохновлять ее долгие годы, пришло не сразу. И полученный в наследство загородный дом с участком и садом какое-то время представлялся лишь досадным отвлечением от главного — творческого процесса: работы в театре, живописи, преподавания.
Но взлелеянный родителями сад требовал внимания. А постоянное наблюдение за тем, как отзывчивы растения на заботу, как щедро одаривают деревья, кусты и цветы того, кто отдал им частицу души, не могло не вызывать творческого отклика. Так, незаметно, как вполне естественное продолжение работы в саду, появлялись эскизы, наброски, картины. Оказалось, что полученный в наследство сад — не случайный дар. С этого момента развитие заветной темы стало целенаправленным. Татьяна погрузилась в изучение истории создания и организации старинных парков в русских усадьбах и в других странах. Сады Японии, Англии, Германии или России столь же отличаются друг от друга, насколько разнятся между собой эти страны. И каждый садик — даже если в нем цветет всего лишь один розовый куст, как в Японии — становится отголоском наших представлений о райском саде, об утраченном мире, к которому стремится душа.
В одних картинах Татьяна создает поразительное чувство покоя. Другие работы полны сосредоточенного состояния наполненности. Третьи передают восторг бурного цветения или тишину изысканного увядания. И в это пространство расходящихся тропок сада органично вписываются картины Екатерины Спасоломской, дочери Татьяны. «Она ставила свой мольберт в саду, когда еще училась в ГИТИСе на театральном отделении, она писала сад в разное время года, снег на ее картинах всегда был золотой или зеленый, а небо — розовое!» — вспоминает Татьяна Спасломская, когда речь заходит о полотнах дочери. Картины Екатерины образуют созвучный, но свой особенный мир, дополняют атмосферу новыми чувствами и красками.
И если любой сад наводит нас на мысль о рае, то вполне естественно появление на расходящихся тропинках фигур Адама и Евы, выполненных замечательным скульптором Владимиром Амодео. Его скульптурные работы чрезвычайно гармонично живут в образованном картинами пространстве. Мастер, как всегда, ведет свою тему. Самое удивительное и самое непостижимое в манере Амодео — то, каким образом отлитые в бронзе модели продолжают развиваться, демонстрируя художественную идею и замысел автора в динамике.
А на неведомых дорожках зрителя ждет встреча с фантасмагорическими созданиями Владимира Мартиросова, которые нарушают статику и тишину сада. Созданные воображением мастера мобили, словно удивительные сущности райского сада, одушевляют пространство — как будто они готовы взлететь.
© Людмила Синицына