Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»
12 ноября 2021
«Горе от ума» на российской сцене
Описание
Views: 292
Музей-заповедник «Хмелита в пятницу открывает выставку в Литературном салоне Вязьмы. Экспозиция ««Горе от ума» на российской сцене» из фондов музея-заповедника «Хмелита» и фондов музея А. Бахрушина представляет редкие фотографии сцен из знаменитой комедии.
Известно, что комедия «Горе от ума» долгое время была запрещена к печати и, тем более, к постановке на театральной сцене, поскольку в ней усмотрели «пасквиль на Москву». Однако еще при жизни А.С. Грибоедова произведение расходилось в многочисленных списках и стало поистине народным.
При жизни Грибоедова были предприняты три попытки поставить «Горе от ума». Первую попытку сделали на своей школьной сцене воспитанники Петербургского театрального училища. Сам Грибоедов приезжал на репетиции и помогал будущим актерам советами. Все с нетерпением ожидали премьеры, однако спектакль был запрещен.
Имеются сведения о том, что комедия «была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Эривани во дворце Саардарского». 26 января 1831 г. постановка пьесы «Горя от ума» была осуществлена у тестя Грибоедова – князя Александра Чавчавадзе в зале Тифлисской армянской духовной семинарии.
Впервые на афише комедия появилась 2 декабря 1829 года в Большом театре в Петербурге. Давалось первое действие, начиная с выхода Чацкого, роль которого исполнял И.И. Сосницкий. Та же сцена была дана 30 января 1830 года в Москве со сцены московского Большого театра на бенефисе знаменитого М.С. Щепкина, который играл Фамусова. «Эти отрывки мало имели действия на зрителей, которые как будто из вежливости похлопали некоторым остроумным стихам Грибоедова», — писал по поводу этого спектакля «Московский Телеграф». Щепкин-Фамусов, игру которого впоследствии признавали шедевром, не мог понравиться первым зрителям: текст роли с купюрами исключал наиболее острые и яркие высказывания героя комедии.
В том же 1830 году третий акт комедии был поставлен на нескольких бенефисах по сценам, напечатанными Ф. М. Булгариным в «Русской Талии» с купюрами, ранее проверенными цензурой. Искаженные по цензурным соображениям стихи десятки лет продолжали звучать со сцены.
Однако были и исключения. Так, первый спектакль «Горе от ума» по оригинальному авторскому тексту был поставлен в провинции (Киев, 1831). Успех пьесы был огромен. Один из зрителей 23 января 1832 года сообщал, что «толпа в театре при представлении сей пьесы не оставляет места, где упасть яблоку. Все места всегда бывают заняты, и уже в два часа накануне представления нельзя достать билета».
Наконец, комедию «Горе от ума» разрешили к исполнению в Императорских театрах, но не в провинции, где комедия оставалась под запретом до 1863 года.
В столичных же театрах она шла под тщательным контролем цензуры, в изуродованном виде. Со 2 декабря 1829 до июля 1863 годав Петербурге спектакль был сыгран 184 раза, Москва за это время видела комедию 144 раза. Несмотря на запреты, грибоедовскую комедию ставили любители и в Тифлисе, в доме князя Р. А. Багратиона, и в усадебных театрах.
В 1886 г. Театр Корша, крупнейший частный театр в России, представил в Москве полную постановку «Горя от ума» (режиссер М.В. Аграмов). Художник А. С. Янов оформил спектакль по модным журналам 1820-х гг. XIX столетия (до этого играли в современных времени постановки костюмах).
В 1906 году спектакль был поставлен В.И. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским в Московском художественном театре. Великолепные декорации и бутафория создавали реальное впечатление фамусовской Москвы, ожившей на сцене. Чацкого играл В.И. Качалов, ставший одним из лучших исполнителей этой роли.
«Большим радостным событием» была названа постановка московского Малого театра в 1910 году. Фамусова играл К.Н. Рыбаков, Репетилова — А.И. Южин. Даже маленькие роли исполнялись ведущими актерами театра: М.Н. Ермоловой, Н.А. Никулиной, А.А. Яблочкиной. Малый театр сосредоточил внимание на критике нравов, господствующих в дворянском обществе, и комедия стала сатирой потрясающей силы.
Первым возобновлением комедии на советской сцене был спектакль «Горе от ума» Малого театра в 1921 году. На протяжении всего ХХ векаспектакль оставался репертуарным приоритетом театра.
В 1928 году постановку комедии Грибоедова под первоначальным грибоедовским названием «Горе уму»в театре своего имени – ГосТИМе– осуществилВс. Э. Мейерхольд. Он произвел коренной пересмотр всего содержания пьесы, в которую ввел ряд дополнительных сцени персонажей. В частности, была введена сцена Чацкого с декабристами, которая должна была показать, что Чацкий не просто критикует окружающую среду, а восстает против общественного строя. Одним из выдающихся исполнителей роли Чацкого был М.И. Царев. Игорь Ильинский играл Фамусова, жена Вс. Мейерхольда Зинаида Райх выступала в роли Софьи.
В 1935 году Вс. Мейерхольд вновь обратился постановке, вернув спектаклю название «Горе от ума».
Почти два века живут на сцене персонажи «Горя от ума». Сегодня к нему обращаются знаменитые режиссеры (Ю. Любимов, О. Меньшиков, С. Женовач, И. Райхельгауз, Р. Туминас, С. Арцибашев и другие), открывая зрителям новые грани бессмертной комедии, созданной А.С. Грибоедовым.