Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»

12:00
23 ноября 2023

Выставка “А.С. Грибоедов: театр и книги”

Выставка состоит из трех больших разделов: жизнь драматурга, постановки его пьес и книжные иллюстрации к «Горе от ума». На выставке представлены костюмы из постановки «Горе от ума» Смоленского драматического театра, афиши разных театров, фотографии сцен из спектаклей, а также книжные иллюстрации и сами книги.

Описание

Visits: 0

А.С. ГРИБОЕДОВ: ТЕАТР И КНИГИ
Александр Сергеевич Грибоедов был талантливым музыкантом и композитором, дипломатом, полиглотом. В наши дни мы заново открываем для себя грани его многочисленных талантов, в том числе — уникальный талант драматурга.
Первые литературные опыты А. Грибоедова относятся ко времени его учебы в Московском университете. Стихи этого периода и поэма «Дмитрий Дрянской» — пародия на пьесу В. Озерова «Дмитрий Донской» — не дошли до наших дней, о них известно лишь по упоминаниям.
Первые сохранившиеся литературные опыты Грибоедова относятся ко времени его пребывания в Иркутском гусарском полку. Это «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и очерк «О кавалерийских резервах». В это же время он занимается переделкой с французского комедии в стихах О. Ф. Крезе де Лессера «Секрет семейной жизни». Пьеса не раз ставилась на подмостках театров и пользовалась успехом.
В период пребывания в Петербурге в Коллегии иностранных дел, увлеченный театром Александр Грибоедов пишет несколько пьес в соавторстве с другими драматургами: «Студент» (при участии П. Катенина), «Притворная неверность» (совместно с А. Жандром, обработка французской комедии Н. Барта), «Своя семья, или замужняя невеста» (соавторы А. Шаховской, Н. Хмельницкий). Все эти пьесы в разное время ставились на сценах российских театров.
Известность пришла к Грибоедову после написания им комедии в стихах «Горе от ума», задуманной в Петербурге в 1816 году и законченной в Тифлисе в 1824-м (окончательная редакция — авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина — 1828 год). Прошение Грибоедова на постановку пьесы в театрах России не было удовлетворено, поскольку в ней усмотрели «пасквиль на Москву». Впервые она была поставлена в 1827 году в присутствии автора в Ереване силами Ереванского военного гарнизона. В 1830-м цензура разрешила к представлению отдельные сцены из пьесы, что стало событием для Малого театра. В 1831 году москвичи увидели пьесу целиком, и с этих пор она стала визитной карточкой этого театра. В ней блистали М. Щепкин, А. Ленский, П. Мочалов, И. Самарин, М. Царев, В. Соломин…
В том же 1831 году пьеса была поставлена в Александринском театре. На сцене в этот день выступали Я. Брянский, Н. Дюр, В. Каратыгин. В феврале 1831-го «Горе от ума» поставили в Киеве труппой И. Штейна. С этого времени гениальная пьеса вошла в репертуары многих театров России.
Комедия «Горе от ума» долгое время не была разрешена к печати. Она разошлась по всей стране в невероятном количестве рукописных списков — более 40 000. В 1924-м в альманахе «Русская Талия» были напечатаны сокращенные цензурой фрагменты комедии. Лишь в 1831 году в Ревеле на немецком языке вышла полная версия произведения. В 1833-м в Москве «Горе от ума» напечатали на русском языке, но с цензурными купюрами.
Только в 1862 году в России была опубликована полная авторская версия произведения, иллюстратором которого стал М. Башилов. Грибоедов писал, что его произведение — это представление портретов, типажей людей его эпохи. Башилов, обобщив уже устоявшиеся у читателей представления о героях пьесы, нашел потрясающе верные изобразительные образы.
Не меньшую популярность имело издание «Горе от ума» с цветными и черно-белыми рисунками российского графика, живописца, сценографа, академика Петербургской Академии художеств Д. Кардовского, который завершил работу над иллюстрациями в 1912 году.
Библиофилы ценят также публикации пьесы с работами таких прекрасных художников, как Н. Кузьмин и П. Соколов.