Раздел: События

Выставка “Старинные часы еще идут”

Views: 0

В Хмелите продолжается уникальная выставка “Старинные часы еще идут”.

XIX век стал временем развития фабричного часового производства – перехода от ремесленного труда в часовых мастерских к механизированному труду на часовых фабриках и появления массовой часовой продукции. Лидерами этого процесса, начавшегося еще в конце XVIII века, были Швейцария и Франция. И если Швейцария славилась своими точными механизмами, то Франция стала лидером по производству бронзовых корпусов с античными и библейскими сюжетами.
Часы сделались предметом моды, материальным выражением статуса и вкуса их владельцев.
На протяжении всего XIX века часы являлись настоящим произведением искусства. Они отличались разнообразием материала и отделки. Помимо часовщиков, в их оформлении принимали участие бронзовщики, ювелиры, каменщики, мастера мебельного дела. Каминные и напольные часы в столичных особняках и загородных усадьбах преображали интерьер помещения, придавали ему изысканность и благородство.
Среди фаворитов этого времени – английские марки часов, часы фирм Грей, Тейлора и Нортона. Музей-заповедник «Хмелита» по праву гордится тем, что в его коллекции есть часы этих фирм, а постоянную экспозицию музея украшают напольные часы фирмы «Taylor».
Наряду с великолепными образцами декоративно-прикладного искусства, коллекция музея-заповедника «Хмелита» включает и часы, имеющие не художественную, а именно историческую ценность. На выставке представлены предметы, принадлежавшие участникам героической Вяземской оборонительной операции октября 1941 года. Наручные часы с треснувшим циферблатом, найденные на теле погибшего офицера, будильник, пострадавший от взрыва гранаты и другие подобные экспонаты – свидетели трагических событий начала Великой Отечественной войны.
Эксклюзивом выставки являются часы, предоставленные старожилами села Хмелита. Подборка таких экспонатов знакомит нас и с часами, и с их владельцами, чья коллективная история составляет историю села и музея Хмелита.
Часы – популярный образ в изобразительном искусстве и литературе, символ многогранности и метафоричности времени, напоминающий о скоротечности человеческой жизни и ценности каждого ее мгновения.
А.С. Грибоедов, как никто другой, понимал это. Действие комедии «Горе от ума» происходит в течение одного дня и начинается с того, что служанка переводит стрелки часов вперед: «Переведу часы, хоть знаю: будет гонка, заставлю их играть». Эта маленькая, и, казалось бы, безобидная хитрость предвосхищает фабулу всей пьесы, которая закачивается тем, что главный герой будет отвергнут, обманут и оклеветан.

Из фондов ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита».

№ ппНаименование и краткое описание, материал, техника, размер.Учетные обозначенияСохранностьПримечание
1Подставка для карманных часов 1 пол. ХIХ в.  Металл. Высота-9,5 см, диаметр 9,0 см.ГМЗХ КП-232Небольшая деформация поддона, царапины, окисление.ДПИ-1
2Рисунок: Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – «Напольные часы с идщим сверху Амуром».  Бумага, тушь. Акварель. 12,9 х 16, 9 см.ГМЗХ КП-4136/13Заметных повреждений не имеется.ГР-945
3Литография: Перед Смоленском 17 августа 1812 г. 10 часов вечера. (Поход Великой армии на Москву). Автор рисунка Х.В. Фабер дю Фор. Литографы Эммингер и Баумейстер, Печатник Г. Кюстнер.  Дата изготовления 1831-1843 гг. Штутгарт, Германия. Бумага, литография. Оттиск – 21 х 31 см; размер листа – 37 х 49,5 см.ГМЗХ КП-4029/2Удовлетворительная, незначительные лисьи пятна на бумаге.ГР-899
4Литография: На стенах Смоленска 18 августа 1812 г. 5 часов вечера. (Поход Великой армии на Москву). Автор рисунка Х.В. Фабер дю Фор. Литографы Эммингер и Баумейстер, Печатник Г. Кюстнер.  Дата изготовления 1831-1843 гг. Штутгарт, Германия. Бумага, литография. Оттиск – 19 х 29 см; размер листа – 37 х 49,5 см.ГМЗХ КП-4029/3Удовлетворительная, незначительные лисьи пятна на бумаге.ГР-900
5Литография: На стенах Смоленска 18 августа 1812 г. 10 часов вечера. . Автор рисунка Х.В. Фабер дю Фор. Литографы Эммингер и Баумейстер, Печатник Г. Кюстнер.  Дата изготовления 1831-1843 гг. Штутгарт, Германия. Бумага, литография. Размер листа – 38,5 х 52,5 см.ГМЗХ КП-4029/11Удовлетворительная, незначительные лисьи пятна на бумаге.ГР-908
6ДПИ: Часы каминные “Коза, вскармливающая Зевса”. Неизв. автор, Россия, 1830-е гг. Бронза, литьё, накатка, золочение, патинировка, 40,5х28.8х13см.ГМЗХ КП-2120Загрязнения, утрата стекла задней крышки, царапины.ДПИ-55
7Археология: Часы карманные (наручные). 1 тип. Москва.  СССР, времен Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. Металл. d-  5,0 см.ГМЗХ КП-3626/6Многочисленные утраты деталей механизма, значительные повреждения, утрата циферблата и стекла, многочисленные царапины. Трещины. Сколы, ржавчина, загрязнение.Арх-191
8Археология: Часы карманные (наручные). Москва, фирмы «КАМА».  СССР, времен Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. Металл, эмаль. d-  4,7 см.ГМЗХ КП-3626/7Многочисленные утраты деталей механизма, значительные повреждения, утрата циферблата и стекла, многочисленные царапины. Трещины. Сколы, ржавчина, загрязнение.Арх- 192
9ДПИ: Часы каминные. С двумя колоннами из малахита и гравировкой. Россия, кон. XIX – нач. XX вв. Малахит, стекло, бронза. Гравировка. 48,5 х 38,0 см.ГМЗХ КП-3937Небольшие трещины. Утрата некоторых деталей, сломан маятник и часовой механизм.ДПИ-72
10ДПИ: Часы каминные с ртутным маятником. Западная Европа, 19 в.  Бронза, камень, литье, золочение, эмаль, стекло, гравировка. 16,0 х 12,5 х 39,5 см.ГМЗХ КП-3993Небольшая потертость, царапины. Загрязнения.ДПИ-75
11Подставка от часов каминных на ножках-шариках со скругленными передними углами.  XIX в. Дерево, резьба. 5,5 х 29,0 х 16,5 см.ГМЗХ КП-1589/2Потертость, сколы.Д-211
12ДПИ: Часы каминные из белого мрамора в виде портала, расписные, циферблат резной.  XIX в. Мрамор белый, резьба, роспись синей краской  и позолотой, бронза. 43,0 х 22,0 х 10,5 см.ГМЗХ КП-1589/1Царапины. Сколы, утрата декоративных деталей, стекла, задней крышки, маятника, загрязнения.ДПИ-47
13Часы каминные с фигурой дамы. Западная Европа, 19 в. Бронза, литье, золочение, стекло.  h – 41,0 см.ГМЗХ КП-3997Утрата цифры 12 на циферблате, деформация двух ножек, царапины, потемнение бронзы, загрязнения.ДПИ-76
14Предмет быта: Часовой механизм из усадьбы Паниных Дугино. XIX в. Сталь, медь, эмаль.  d-14,5 см; h-8,5 см.ГМЗХ КП-3566/1Требуется реставрация, многочисленные царапины. Ржавчина, загрязнение. У маятника отходит круглая внутренняя частьДПИ-68
15Предмет быта: Часовой механизм из усадьбы Паниных Дугино.  XIX в. Сталь, медь, эмаль.  d-7,7 см; h-29 см.ГМЗХ КП-3566/2Требуется реставрация, многочисленные царапины. Ржавчина, загрязнение. У маятника отходит круглая внутренняя частьДПИ-69
16Гиря от крупногабаритных [напольных] часов  [нач. 20 века]  Металл.  28 х 6 см.ГМЗХ КП- 4787/1Части гири разболтаны.ДПИ – 166
17Гиря от крупногабаритных [напольных часов]  [нач.20 века] Металл.  28х6 см.ГМЗХ КП – 4787/2Части гири разболтаны.ДПИ – 167
18Наручные часы [нач.20 века] Металл. Стекло.  d-5;  с заводом 5,5 см.ГМЗХ КП – 4789Трещины на стекле. Стекло потемнело.ДПИ-169
19Часы-будильник. Отсутствует циферблат со стрелками. 30-40 ее гг 20 в. Металл.  11х14 см.ГМЗХ КП-4810Многочисленные утраты коррозия. Потертости, царапины, отсутствует циферблат со стрелками. На обратной стороне часов частично сохранилась темно-синяя краска. Вверху имеется колокольчик для будильника.ДПИ-205
20Ключ [сувенирный “от города”] сер.  20 в. Металл. 33. 5 х 8 см.ГМЗХ КП-4788Без видимых повреждений.ДПИ-168
21Прохоров К.А. (Дмитров). Храм Василия Блаженного с видом на Спасскую башню Кремля с часами. Бумага, акварель, 24.3х21.3, 1986 г.  ГМЗХ КП-5479Пожелтение и загрязнение листа, бумага помята, по левому краю- проколы.ГР-1738