Выставка «ХМЕЛИТА: ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Views: 76
“Виктор Евгеньевич Кулаков сыграл гигантскую роль в нашей культуре. Потому что Хмелита явила пример невероятных возможностей возрождения наших духовных основ. И эта сказка, которую он сотворил, дала пример и надежду очень многим. Тем, кто бьётся за подлинную, настоящую культуру”.
Виктор Леонидов – историк-архивист, писатель, поэт
Выставка «ХМЕЛИТА: ВОЗРОЖДЕНИЕ» посвящена памяти Виктора Евгеньевича Кулакова, возрожденной им Хмелиты и основания на Смоленской земле Музея-заповедника А.С. Грибоедова.
Добрых дел этого удивительного человека-творца, человека-созидателя могло бы хватить на много десятков человек. Хмелита стала той точкой отсчета, которая явила пример невероятных возможностей человека, полностью выявила масштаб конкретной личности, продемонстрировала миру то бескрайнее, что способен человек оставить после себя на этой земле, фактически открывая себе путь в бессмертие.
Виктор Евгеньевич назвал себя счастливым человеком, потому что «жил для Отечества». Для него формой этого служения стало возрождение Хмелиты – усадьбы, принадлежавшей когда-то деду и дяде А.С. Грибоедова. Эти слова из данного им когда-то интервью не были пафосом, они стали главным принципом его существования.
Виктор Евгеньевич Кулаков (8 июня 1944, Андижан — 16 июля 2019, Хмелита) — архитектор-реставратор, историк искусства, автор и руководитель проекта реставрации родовой усадьбы Грибоедовых «Хмелита» в Вяземском районе Смоленской области. Основатель и первый генеральный директор Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита». Лауреат премии им. академика Лихачёва, всероссийской литературной премии им. Александра Невского, Всероссийской премии «Хранители наследия» в номинация «Хранитель» – за труды по восстановлению Хмелиты и созданию музея А.С. Грибоедова (посмертно) и др.; член Союза архитекторов Москвы (1985). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998). Награждён орденом Почёта (15 января 2010 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность; орденом Дружбы (7 апреля 2004 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства.
В.Е. Кулаков окончил в Москве среднюю школу (1962 г.) и автомобильно-дорожный техникум (1964 г.), в 1980 г. – Институт живописи, ваяния, архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР в Ленинграде. С 1966 по 1988 гг. работал в «Моспроекте-3», мастерской № 7 — реставрация памятников архитектуры Москвы, в Центральной художественной реставрационной мастерской им. академика И.Э. Грабаря, в Институте «Спецпроектреставрация», пройдя путь от чертёжника до главного архитектора проекта.
Ученик известного архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Не думавший когда-то о реставрации, он стал не просто достойным его учеником, он стал продолжателем дела своего учителя по возрождению и сохранению памятников отечественной культуры и истории: из 19 проектов, внесённых в список творческих работ Виктора Евгеньевича, 11 связаны со Смоленщиной, в основном – с Хмелитой, восстановление которой стало не просто работой, а делом всей его жизни. Не сразу, но со временем созрела мысль, что нужно сюда переезжать совсем. И вспоминались всё чаще слова другого известного реставратора Савелия Ямщикова: «…если ты не поедешь в Хмелиту и не начнёшь там чего-то делать, всё это погибнет». И Кулаков оставил Москву и навсегда поселился с семьей в Хмелите.
У него было и особое, очень личное отношение к А.С. Грибоедову, в котором он видел великого гражданина России и разделял мнение Пушкина о нём – «умнейший человек».
То, что удалось сделать ему по возрождению Хмелиты, где знаменитый автор комедии «Горе от ума» бывал на протяжении 15 лет, можно было сделать не только благодаря невероятной энергии, профессионализму, жажде знаний и стремления ко всему новому, но в большей степени – из любви к своему делу и стране.
Параллельно с проектом восстановления усадебного архитектурного ансамбля разрабатывались и реализовывались проекты охранных зон и реставрации усадебных парков.
Постепенно разрушенная, сгоревшая в 1954 г. почти до тла усадьба обретала прежние очертания, превращаясь в жемчужину Смоленской области, образовывая вокруг себя целый усадебный мир и уникальное по своей природе пространство.
Вместе с усадебными постройками был восстановлен и усадебный храм иконы Казанской Божьей Матери: были проведены реставрационные работы, заново построены утраченные части Казанского храма, перевезён и установлен из села Солтаново деревянный резной четырехъярусный иконостас, восстановлена колокольня. В январе 1992 года по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, неоднократно посещавшего Хмелиту, в Никольском приделе было возобновлено богослужение.
Возрождённая любовью В.Е. Кулакова Хмелита стала и важным для него символом России – воплощением и её бескрайних просторов, и её природной красоты, и её истории, её культуры и её проблем: не случайно Грибоедов именно здесь увидел многие характерные российские типажи, запечатлённые им в бессмертной комедии.
Хмелита стала и главным символом всей жизни Кулакова – как созданной предками прекрасной усадьбы – прообраза «рая на Земле», поруганной потомками и потомками же возрожденной; как его Дома – дома вполне конкретного, любимого места жительства Виктора Евгеньевича, противопоставляемого оставленной им во имя Хмелиты Москве; Дома усадебного – возрождённого его усилиями, любовью и силой его духа, и Дома символического – как Дела всей его жизни, как источника духовной и душевной радости; Дома – как части Вселенной и части России.
Хмелита стала и его последним Домом – местом его вечного упокоения.
***
Тематика выставки отражает разные периоды жизни В.Е. Кулакова. Первый раздел «ПУТЬ К ХМЕЛИТЕ» рассказывает о его истоках, о жизни в Москве, школьных друзьях, среди которых – и его будущая жена Валентина Борисовна; об обучении в автомобильно-дорожном техникуме (1964 г.), Институте живописи, ваяния, архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР в Ленинграде (1980), работе в Центральной художественной реставрационной мастерской им. академика И.Э. Грабаря и Институте «Спецпроектреставрация», об экспедициях в Осетию и другие регионы страны.
Главный раздел «ХМЕЛИТА: ВОЗРОЖДЕНИЕ УСАДЬБЫ. СОЗИДАНИЕ МУЗЕЯ» раскрывает невероятный процесс восстановления полностью разрушенной грибоедовской усадьбы, возрождения усадебного храма иконы Казанской Божией Матери и построения здесь единственного в мире Музея А.С. Грибоедова.
Раздел «ХМЕЛИТА: СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАПОВЕДНИКА» раскрывает процесс расширения музея: открытие в 2002 г. Музея П.С. Нахимова, мемориала и музея «Богородицкое поле» (2012 г.) на месте знаменитой Вяземской операции в октябре 1941 г., и обретение в 2012 г. музеем статуса федерального Музея-заповедника с территорией в 24 633 га.
Посетители могут увидеть подлинные музейные предметы из фондов музея: фотографии музейных событий; фотографии В.Е. Кулакова в окружении гостей и коллег на музейных мероприятиях. Отдельный комплекс представлен личными вещами Виктора Евгеньевича.
Выставка сопровождается видеозаписями живых бесед с В.Е. Кулаковым, его выступлений, интервью, экскурсий, рассказов.
Выставка подготовлена при участии членов семьи Виктора Евгеньевича: его вдовы Валентины Борисовны и дочери Надежды Викторовны Кулаковых.