Раздел: События

Смоленские мотивы в творчестве Ивана Бунина

Visits: 87

Музей-заповедник «Хмелита» сегодня вспоминает одного из выдающихся художников слова Ивана Алексеевича Бунина. Он родился 150 лет назад, 22 октября 1870 года, в Воронеже в семье потомственных дворян.

Ещё до революции Бунин трижды становился лауреатом Пушкинской премии, 1 ноября 1909 был избран почётным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности, затем уже в эмиграции, оказавшись изгнанником, первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Всем известны такие его произведения, как поэма «Листопад», повести «Деревня», «Суходол», цикл рассказов «Тёмные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева».

В страшной бедности, в тоске по России Иван Алексеевич Бунин прожил 34 года в эмиграции (1919-1953), но всегда центральной темой его творчества в это время остаётся тема России, а русская усадьба в эмигрантском творчестве Бунина становится символом Родины, феноменом культурной памяти.

Интересно, что некоторые эпизоды биографии и творчества писателя связаны со смоленской землей. Бунин дружил со смоленским писателем И.С. Соколовым-Микитовым. Он очень высоко оценивал творчество А.Т. Твардовского. В эмиграции Бунин, прочитав «Василия Тёркина» Твардовского, в письме к своему другу Н.Д. Телешову (10 сентября 1947 г.) замечает: «Прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передать ему при встрече, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищён его талантом».

Путешествуя в конце 1880-х гг. по Днепру на барке под названием «Чайка», он впервые сблизился со Смоленским краем, в начале 1891-1892 годы, когда Бунин был занят поисками места постоянной работы, он рассматривал возможность работать в «Смоленском вестнике».

В письме к брату Ю.А. Бунину от начала февраля 1891 года Иван Алексеевич сообщает:

«У меня гвоздём сидит неисполнимая мечта. Надежда Алексеевна сообщила мне, что продается за 1200 руб. право на издание «Смоленского вестника», и уговаривает меня поехать в Смоленск, узнать об этом окончательно, узнать, не найдётся ли два компаньона-пайщика, и затем искать 400 рублей… Ведь это дало бы мне и дело хорошее, любимое, интересное, и обеспеченное более или менее положение, словом, моя бы жизнь обновилась!»

Желание жить в Смоленске было связано и с ситуацией в личной жизни. Этого не случилось, но в романе «Жизнь Арсеньева» Бунин, художественно перерабатывая, воссоздает автобиографическую ситуацию, когда он чуть не оказался жителем Смоленска.

Тема Смоленска не раз звучит в произведениях Бунина. В художественном мире писателя Смоленск соотносится с темами старины, дикого мира (звери, болота, глухие леса). Смоленск – это город, который неоднократно горел, осаждался врагами. Здесь хранились и погибли древние грамоты. Со Смоленском связаны рассказ 1898 года «Казацкий ход» и повесть «Суходол», где представлено предание о святом Меркурии Смоленском, благодаря которому икона Богородицы Одигитрии спасла город от разорения татарскими ордами.