А.С. Грибоедов в восприятии А.А. Блока
Views: 446
140-летию со дня рождения Александра Блока посвящается.
28 ноября 1880 года родился замечательный русский поэт Александр Александрович Блок.
Его стихи, посвященные жене (сборник «Стихи о Прекрасной Даме») стали выдающимся образцом любовной лирики. Его другие стихи и циклы, поэмы и драмы, публицистика, литературная критика и переводы хорошо известны не только в России – они переведены на многие языки мира. Сегодня мы расскажем о том, какое отражение в текстах Блока нашло творчество Грибоедова.
В 1905 году Блок написал «Очерк литературы о Грибоедове» (его опубликовали только в 1934 г. во втором томе «Собрания сочинений»). Поэт сообщал в одном из писем к отцу: «Венгеров заказал мне историко-литературную компиляцию: «Очерк литературы о Грибоедове», на которую ушло довольно много труда».
Через два года появилась статья «О драме», где Блок дал высокую оценку комедии Грибоедова, когда писал: «Горе от ума» я думаю, – гениальнейшая русская драма. Но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке – среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных. В мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе, с лицом неподвижным, в котором «жизни нет».
Литературоведческая критика отмечает, что оценка характера «петербургского чиновника» в этой фразе была порождена блоковским восприятием некоторых своих предшественников в «чисто символистской интерпретации..»: Грибоедов в одной из дневниковых записей Блока назван в ряду «демонических характеров» Лермонтова и Чаадаева.
Кстати, «Жизни нет» – цитата из стихотворения «Надпись на портрет Грибоедова» Евгения Боратынского:
Взгляни на лик холодный сей,
Взгляни: в нём жизни нет;
Но как на нём былых страстей
Ещё заметен след!
Так ярый ток, оледенев,
Над бездною висит,
Утратив прежний грозный рев,
Храня движенья вид.
В 1912 году Блок снова вспоминает о работе, посвященной Грибоедову, и пишет в своем дневнике: «План (давнишний): Грибоедов (моя работа о нем – у Венгерова. Заметки в записной книжке)». В 1916 г. в статье «Судьба Аполлона Григорьева» поэт-символист так оценивает становление и развитие литературного процесса в России: «Убитый Грибоедов, убитый Пушкин. Точно знак того, что рано еще было тогда воздвигать здание, фундамент которого был заложен и сразу же засыпан, запорошен мусором. Грибоедов и Пушкин заложили твердое основание зданию истинного просвещения. Они погибли… Наследие Грибоедова и Пушкина, Державина и Гоголя было опечатано».
В 1919 году в работе «О списке русских авторов» Блок вновь пишет о Грибоедове: «Девятнадцатый век создал сразу великую комедию («Горе от ума» – до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы)».
Интересно, что Блок неоднократно играл Чацкого в комедии «Горе от ума» на любительской сцене. Его Чацкий, по словам современников, представал перед зрителем как «грустный мечтатель», иногда проявляющий «горячность и проникновенность тона».