Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»
24 ноября 2021
«Уголки России»
Описание
Views: 70
Владимир Александрович Десятников родился 26 января 1931 года в селе Бахты Макачинского района Семипалатинской области. Его отец был пограничником, он погиб в 1941 году в сражении под Вязьмой. Свое призвание В.А. Десятников обрел не сразу. Сначала он решил пойти по стопам отца и поступил в Ташкентское суворовское военное училище. Потом была служба в армии, откуда он уволился в звании капитана. Почти сразу же он поступил на вечернее искусствоведческое отделение истфака МГУ. С этих пор он посвятил свою жизнь и творчество охране и пропаганде русского культурно-исторического наследия.
Вместе с П.Д. Барановским и И.С. Глазуновым он стоял у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры – ВООПИК, восстанавливал с первыми реставрационно-строительными отрядами памятники Соловецкого монастыря и Крестовый монастырь на Кий-острове (Белое море). В.А. Десятников организовал запись Ростовских звонов в 1963 году. Позднее, в одном из интервью он скажет: «Если говорить строго, то мое участие в русском движении начинается именно с 1963 года, с конкретного дела – организации записи Ростовских звонов».
В 1965 Десятников подготовил для издания сборник статей «Памятники Отечества» — об уничтожении за годы советской власти более 80 процентов русского культурно-исторического наследия. Сборник был запрещен к изданию, автор-составитель — уволен из Министерства культуры СССР. После проведения в 1966 Учредительного съезда ВООПИК Десятников был избран первым председателем первичной организации его Центрального совета, куда входили выдающиеся деятели русской культуры, заложившие научные основы изучения и охраны памятников.
В.А. Десятников — автор более 20 книг и альбомов, пьес, монографий о художниках («Русская деревянная скульптура» — 1972г.; «Подвижники» — 1993г.; «С Крестом и без Креста. К 850-летию Москвы» — 1997г.; «Дневник Русского» — 2000г.) Картины Десятникова – своеобразные иллюстрации к его книгам о русской истории, о культурных национальных корнях.
Его живописные полотна рождались в ходе многочисленных поездок по стране, именно в этих поездках он черпал материал для своих картин, а также многочисленных книг и статей. Его привлекает архитектура старой Руси, иногда она представлена обобщенным образом, получившим авторское название «Архитектурный пейзаж», или даже просто «Пейзаж». И почти всегда обычный пейзаж на его картинах включает вид храма, как символа русской духовности. Таковы его работы «Соловки» (1979), «Церковь в Моршине» (1979), «Ростовский Кремль» (1983), «В Ростове Великом»(1983), «Колокола» (1977) и многие другие. Техника живописи художника перекликается с русской иконой, лубком.
В 1998 году за свою подвижническую деятельность в области сохранения культурного и духовного наследия России он был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви.
В.А. Десятников является почетным членом Российской академии художеств (с2010 г.), членом Всероссийской общественной организации «Союз художников России»,
действительным членом Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Его картины можно увидеть в Симферопольской картинной галерее, «Геккосо−галерее» (Япония), в частных собраниях России, США и Англии.
Сам Десятников говорит о себе и своей деятельности просто: «Национальное самосознание, о котором мы сейчас говорим, я усвоил вместе с молоком матери. Я – человек от земли. И все, что мною уже потом было сделано как офицером-пограничником, – а все мои предки служили на границах Российской империи, – и было воплощением моего национального самосознания».