Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»

12:00
17 сентября 2020

30 января 2021

Портреты А.С. Грибоедова из фондового собрания Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина

Описание

Visits: 662

Восприятие личности А.С. Грибоедова до сих пор оставляет ощущение загадочности и недосказанности. Это относится и к образу автора «Горя от ума» в изобразительном искусстве. «Тайна», «противоречивость», «непохожесть», — такими характеристиками наделяют исследователи живописные, скульптурные, графические портреты А.С. Грибоедова.

В 1929 году, к столетию гибели А. С. Грибоедова, в Государственном театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве была организована выставка «А.С. Грибоедов. 1829—1929. Жизнь. Творчество. Театр», где были использованы материалы и документы многих музеев, архивов и частных собраний. На ней впервые было представлено широкой публике 34 портрета Грибоедова, начиная от первых его изображений начала XIX века.

На выставке экспонировались и портреты из грибоедовской коллекции самого Алексея Александровича Бахрушина, приобретавшего на протяжении длительного времени автографы поэта, многочисленные списки комедии «Горе от ума», первые ее издания и портреты автора. Значительная часть уникальной коллекции сохранилась и представлена в год 225-летия А.С. Грибоедова на виртуальной выставке «Портреты А.С. Грибоедова из фондового собрания Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина», переданная бахрушинцами для экспонирования Музею-заповеднику «Хмелита» в рамках договора о творческом сотрудничестве между двумя музеями.

Одним из самых интересных гравированных портретов, представленных на выставке, является копия В.Н. Гундарева с акварели художника Горюнова. Грибоедоведы и художники относят дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя – времени его приезда в Петербург из Персии весной 1828 г. Именно тогда друзья писателя заметили происшедшую в его облике перемену, да и сам Грибоедов отмечал: «Я там (в Персии) состарился, не только загорел, почернел, почти лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости» (по воспоминаниям Кс. Полевого). К сожалению, сведений о художнике данного портрета не сохранилось.

Выполненная в 1829 году гравюра Н.И. Уткина, продолжающая изобразительный ряд, была впервые опубликована в журналах «Сын отечества» и «Северный архив» за 1830 г. в приложении к статье Ф. Булгарина «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове», посвященной годовщине смерти писателя. Эта работа стала самым известным изображением А.С. Грибоедова, завоевавшим большую популярность. Грибоедов изображен в 3/4 влево, на фоне облаков. Оригиналом гравюры явился акварельный портрет писателя работы художника М. Теребенева, написанный весной 1825 г.  по заказу Ф. Булгарина и считающийся одним из самых достоверных его портретов.

К гравюре Н. Уткина восходят более поздние графические портретные произведения, продолжающие выставочный проект. В этом ряду – портрет неизвестного автора, выполненный графитным карандашом, и литография Н. Зенгера.

   

Несколько портретов автора «Горя от ума», представленных на выставке, были копированы с оригиналов, созданных современником и другом А.С. Грибоедова актером Петром Каратыгиным. Среди них – поясной портрет писателя руки неизвестного автора в манере диагональной штриховки с портрета тушью П. Каратыгина; копия литографии, раскрашенной П.А. Каратыгиным, а также литография Мюнстера с рисунка Бореля.Композиция черно-белой литографии (рисунок Бореля, печать Мюнстера), в отличие от оригинала Каратыгина, освобождена от целого ряда деталей: нот, театрального занавеса и орденской ленты. Бореля интересовала психологическая разработка образа Грибоедова, и, взяв за основу каратыгинский рисунок, в портретной характеристике он ориентировался на гравюру Уткина.  На обороте представленной на вставке литографии имеется печатная надпись «Музей Гостеатра им. Вс. МЕЙЕРХОЛЬДА».

 

К манере П.А. Каратыгина восходит и силуэтный профиль А.С. Грибоедова, выполненный тушью на голубой бумаге Всеволодом Арендтом в начале XX века. На оборотной стороне рисунка – дарственная надпись художника, адресованная создателю Театрального музея Алексею Александровичу Бахрушину.

Трактовка внешнего облика Грибоедова Каратыгиным отличается от всех других изображений писателя тем, что художник рисовал его с высоким тупеем, хохлом на голове. Несмотря на то, что это обстоятельство противоречит воспоминаниям многих современников о внешнем облике Грибоедова, именно трактовка Каратыгина послужила основой для самого известного живописного портрета писателя кисти Н. Крамского, который, в свою очередь, стал основой многих художественных реминисценций. Это подтверждает рельеф с портретом А.С. Грибоедова, выполненный А. Грибиной.

В фондах ГЦТМ хранятся портреты А.С. Грибоедова в военной форме. Первым в этом ряду является акварельный портрет неизвестного художника, датируемый 1812–1815 гг. На обороте имеется надпись чернилами: «Александр Сергеевич Грибоедов в бытность его в гусарском полку». На оригинале портрета изображен гусарский офицер, в очках, в голубом доломане с серебряными шнурами, с медалью на георгиевской ленте, в накинутой шинели, отделанной мехом. В 1980-е гг. предпринимались попытки вывести данное изображение за пределы грибоедовской иконографии, но до настоящего времени нет единого мнения на этот счет.

В 1907 году известный художник Дмитрий Кардовский приступил к работе над иллюстрациями к подарочному изданию комедии «Горе от ума». Работа продолжалась 5 лет и была закончена в 1912 году, когда отмечали столетие победы над наполеоновской Францией.  Портрет писателя в мундире Иркутского гусарского полка, который соответствовал памятным событиям, был расположен в начале книги.

Еще один живописный портрет, выполненный неизвестным художником, датируется второй половиной XIX века. Надпись, сделанная на обороте портрета, свидетельствует, что работа поступила в Государственный центральный театральный музей из Музея-заповедника «Горки ленинские».

Особый раздел выставки посвящен увековечению памяти А.С. Грибоедова. Его открывает портрет жены писателя Нины Александровны Чавчавадзе, образ которой уже у современников ассоциировался с высокой супружеской любовью и верностью. Среди знакомых Н.А. Чавчавадзе – множество поэтов и писателей, которые посвящали ей и ее незабвенному мужу поэтические и прозаические произведения. Копия В.Н. Гундарева (графитный карандаш, акварель) с оригинала П.Ф. Бореля «Встреча Пушкина с телом Грибоедова в горах Кавказа» напоминает нам об известном очерке великого русского поэта «Путешествие в Арзрум» со строками о Грибоедове.

  

В фондах Бахрушинского музея хранятся несколько скульптурных изображений А.С. Грибоедова. Среди них – модель памятника писателю-дипломату в исполнении скульптора В.А.Беклемишева (памятник был установлен в Тегеране в 1900 г.)

Завершают выставку открытка-афиша «Знаменитые русские драматурги и исполнители» XIX в., среди которых – А.С. Грибоедов и актриса В.Н. Асенкова, исполнительница роли Лизы в комедии «Горе от ума», а также – цветной план дома, в котором жил и писал свою бессмертную комедию в 1823–1824 гг.  А.С. Грибоедов.