Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»
11 декабря 2021
Город поэтов
Описание
Views: 98
Самим фактом своего возникновения Санкт-Петербургу было суждено стать городом необыкновенным. И не только геополитические устремления его основателя, великого реформатора России царя Петра определили эту будущую исключительность. «Полнощных стран краса и диво…» – это не только поэтическое, но и сущностное определение, данное городу русским гением. Энигматичность Петербурга, усиливаемая невообразимыми по редкости природными явлениями, задевала душевные струны artista, обретавших здесь своё прибежище. Немногие города старого континента могут сравниться с ним по притягательной силе слившихся воедино природных и эстетических «стихий». Петербург особым образом влиял на судьбы людей, одарённых творчески. И неважно, родились или нашли здесь они свою судьбу.
Санкт-Петербург – город поэтов. Город Пушкина, Ломоносова, Державина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Ахматовой… Этот город соединил и наших экспонентов – Давыдова, Бодрова и Давыдову. Соединил узами жизненными, дружескими, творческими. Дал пищу духовную, стал источником дум и вдохновения, тем для удачных творческих воплощений.
Выставка «Город поэтов» первым представляет известного петербургского художника старшего поколения Анатолия Захаровича Давыдова (1923-2009), получившего признание своими работами, посвящёнными выдающимся русским поэтам и писателям, – А.С. Пушкину, А.А. Блоку, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, С.А. Есенину, Ф.М. Достоевскому, М.Ю. Лермонтову, Н.С. Гумилёву, А.С. Грину, Б.Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму, другим. А. Давыдов-портретист получил абсолютное признание. Его портреты, изображающие современников: близких, друзей, собратьев по искусству, или персонажей ушедших эпох, принадлежащих истории, всегда вызывали интерес, приковывали к себе внимание, сразу получали оценку, в которой подразумевалось одобрение и зрителей и критики. Великий город «обласкан» глазом многих художников, их кистью и штихелем созданы сотни выразительных и поэтичных полотен и графических листов. Своя изобразительная «мелодия», ясно различимая, была и у Анатолия Захаровича. Петербург у Давыдова загадочен, словно что-то важное из постигнуто им, недосказано. Город святого Петра для Давыдова – это город на Неве, город в его старых, традиционных границах. Ему достаточно этой, привычной, любимой и понятной ему территории, воспетой Пушкиным, Блоком, Лермонтовым, Ахматовой, Гумилёвым, описанной Достоевским… А. З. Давыдов – известный художественный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых последователей.
Андрей Бодров и Людмила Давыдова, два других экспонента настоящей выставки, – его ученики. Андрей Игоревич Бодров известен своими поисками в сложнейших классических графических техниках. Целеустремлённый путь Андрея Бодрова в искусство, упорность в постижении мастерства, глубокое познание и осмысление мира художественными средствами дали ему «операционную» свободу в избранных, полюбившихся ему графических техниках (сухая игла, акватинта, офорт, рисунок карандашом и кистью, монотипия, пастель). Его пейзажи Петербурга, окрестностей лиричны и многомерны по настроениям и исполнению. «Призрачные тени» прошлого в его творчестве всё-таки присутствуют, но опосредовано, ведь без обращения к нашему культурно-историческому наследию творчество петербургских художников немыслимо. Его каждодневное «осязание» Петербурга и окрестностей, привозимые из путешествий и странствий впечатления от «исторических городов», российских и зарубежных, ложатся на бумагу выразительно и свободно. Комбинированием бегущих линий, мелких штрихов, пятен и фрагментарно незаполненных пространств, многозначно и точно передаются своеобразие площадей, набережных, садов и парков, улиц и памятников Петербурга, итальянских городов, парижских бульваров, греческих островов и испанского побережья. Справедливым будет отметить богатство и разнообразие пластическое, в постоянных поисках которого художник себя не ограничивает.
Искусство Людмилы Витальевны Давыдовой всегда подразумевает состояние вдохновенности, явно выражающееся в её живописных холстах и картонах. Они узнаваемы, они не растворились в пучине безликости или подражательности. Пейзажи Санкт-Петербурга Л. Давыдовой отличаются эмоциональной «захваченностью». Выразительность живописной фактуры в её работах часто достигается пастозными всплесками кисти. Но по иски в этом направлении могут сменяться почти на противоположные устремления – находить в избранном мотиве тональную гармонию. Ощущение Петербурга у неё сокровенно и индивидуализировано настолько, насколько позволяет её реалистическое видение. «Фантасмагоричность» освещения, наблюдённая, или однажды подсмотренная, не просто запала в её душу художника, но родила уверенность в том, что это свойство, призрачное и реальное одновременно, стало в облике города постоянным. Она в изгибах каналов и рек, с переброшенными чрез них мостами, в плоскостях стен домов, в затейливых архитектурных и скульптурных элементах старинных построек. Не населённый у Давыдовой Петербург, между тем, – не безлюден. Город в её картинах живёт, он – их герой, а человек временно «находится» за кулисами разворачивающихся пейзажных повествований. И этот город Давыдовой очень узнаваем «пушкинскими» приметами, географией и обликом пушкинских мест.
Юрий Витальевич МУДРОВ,
лауреат Международной премии
в области изобразительного искусства имени Аркадия Пластова,
почетный член Российской академии художеств