Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»

09:00
6 мая 2020

31 мая 2020

Виртуальный выставочный проект «География и этнография в литературном наследии А.С. Грибоедова. Кавказ и Персия». Году этнографии посвящается.

Описание

Views: 91

      На выставке представлены литографии с рисунков Емельяна Михайловича Корнеева о народах Российской империи, хранящиеся в фондах музея-заповедника «Хмелита».
Художник исполнил их во время пребывания в экспедиции по самым отдаленным провинциям Российской империи в 1802-1805 гг. Эти замечательные работы являются редким ценным материалом, отражающим обряды, промыслы, традиционную одежду и быт населения Российской империи грибоедовского времени, и послужили основой для альбома «Народы России», который был издан в Париже в 1812 – 1813 гг.
О биографии Е.М. Корнеева (1782 — 1839) сохранилось немного сведений.
Учился в классе исторической живописи Петербургской Императорской академии художеств под руководством Г.И. Угрюмова. В начале XIX в. был прикомандирован к генералу Спренгпортену, который по повелению императора Александра I совершил путешествие по России в 1802-1805 гг.  За это время Корнеев создал большое количество рисунков, которые привлекли внимание баварского посланника при русском дворе, графа Карла Рехберга. Он и предложил Корнееву издать альбомы гравюр по его рисункам.
Русский гравёр, рисовальщик и путешественник, мастер видовой графики был произведен в 1807 г. в академики исторической живописи.
Скорее всего, работы Корнеева о народах Российской империи, включающие в том числе работы, посвященные населению восточных российских провинций и Персии были знакомы А.С. Грибоедову, который,  вслед за художником, стал одним из первых русских писателей, открывавших Восток читающей публике.
Моздок, Тифлис, Казвин, Эривань, Эчмиадзин, Тавриз, Тегеран, Султание, Имеретия, Чечня, Кабарда, Грузия, Армения и Азербайджан –  вот краткий перечень крупных городов и областей, которые посетил и упоминает в своих путевых дневниках и письмах автор «Горя от ума».  
Сохранившееся творческое наследие А.С. Грибоедова дет возможность проследить, как постепенно он погружается в атмосферу быта народов Востока, осматривает достопримечательности, удивляясь древности и причудам архитектуры, восхищается восточным искусством, описывает яркие типы представителей знати кавказских племен и свиты персидского Фетх-али-шаха.
Литографии с рисунков Е.М. Корнеева во многом созвучны описаниям А.С. Грибоедова. Целая галерея портретов кавказских князей  в парадных одеяниях,  представители восточных народностей во время военных стычек,  уздени (свободный, сильный, смелый),  мирная жизнь детей и женщин, персиянин на утренней молитве, красоты местной природы и подробности быта ярко и красочно отразились в работах художника, также как в записях писателя-дипломата.
При подробном рассмотрении костюмов чеченцев, черкесов (адыгов), дагестанцев, кабардинцев хорошо видно, что мужской  костюм является, скорее, не  одеждой, а  военной формой, в которую была облачена вся мужская часть нации, что отмечает и Грибоедов.  Все те качества, которые вобрал в себя сложившийся у восточных народностей образ мужской красоты, – тонкая талия, широкие плечи, гордая осанка, легкость походки – подчеркивались при ношении мужского костюма. Особое отношение к оружию: знаменитые воины и предводители ходили часто в рваных, залатанных в местах, пробитых пулями или разрубленных сабельными ударами одеждах щеголяя при этом самым дорогим и высшего качества оружием.
Мягкость форм, тонкие восточные ткани, женственность и покорность и, в то же время, гордость и твердость характера  –  вот те черты, которые присущи представительницам женской половины населения восточного края и отразились в работах Корнеева и дневниковых записях Грибоедова. Многие стихотворения и все поздние неоконченные произведения драматурга посвящены восточной тематике, насыщены восточной экзотикой, неповторимым восточным колоритом.
Хотя  поэт  постоянно тосковал в далеком краю по России,   мечтал подать в отставку и посвятить себя любимому делу – литературе, не будем забывать о  том, что именно здесь у него возник замысел комедии «Горе от ума», а  «Восток», «Кальянчи», «Там, где вьется Алазань», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия» – поэтические произведения, рожденные  под небом Кавказа и Персии.