Федеральный государственный
историко-культурный
и природный музей-заповедник
А.С. Грибоедова «Хмелита»

12:00
11 февраля 2021

25 апреля 2021

Бунт сердца и ума

Хмелита_клоб

Описание

Views: 191

Выставка приурочена к 190-летию со дня первого полного представления комедии «Горе от ума» на театральной сцене. Посетители смогут увидеть материалы из фондов музея-заповедника: афиши и сцены из спектаклей комедии в постановках столичных, провинциальных и зарубежных театров.

Первоначально пьеса имела название «Горе уму». Автор раскрывал основную идею комедии – драму героя, человека умного, противостоящего окружающему обществу, которое его не понимает и не хочет простить за то, что он выше прочих.

Путь пьесы к умам широкого читателя был сопряжен с трудностями. В России первое разрешенное полное издание пьесы вышло только в 1862 году, спустя целых тридцать восемь лет с момента ее создания. Сценическая судьба пьесы сложилась немногим лучше.

В театральной среде того времени было немало внутренних ограничений, мешавших продемонстрировать в сценическом воплощении все новаторские достижения комедии. Грибоедов был одним из первых реалистов на русской сцене, а в русском драматическом театре еще господствовал классицизм, а в комедийном – «мольеризм». «Горе от ума» вторглось в театральный репертуар эпохи как инородное тело. Воплощение ярких типических характеров комедии Грибоедова актерам давалось чрезвычайно трудно.

Однако, несмотря ни на что, в Москве и Петербурге критики отмечали настоящий успех пьесы. Со 2 декабря 1829 г до июля 1863 года в Петербурге спектакль был сыгран полностью и частично184 раза, Москва за это время видела комедию 144 раза.

Мейерхольд, ставя «Горе от ума» в 1928 году под первоначальным грибоедовским названием «Горе уму», произвел коренной пересмотр всего содержания пьесы и ввел ряд дополнительных персонажей. В частности, сцену Чацкого с декабристами, которая должна была показать, что Чацкий не просто критикует окружающую среду, а восстает против общественного строя.

В 1998 году «Горе от ума» поставил О. Меньшиков. Грибоедовский текст им был сохранен полностью, но зритель не слышит ни одной привычной интонации. Блестящая игра Олега Меньшикова – Чацкого, мастерски передающего драму человека, оказавшегося чужим там, где еще недавно он был всеми любим, и сегодня привлекает массу зрителей, и спектакль идет с неизменными аншлагами.

Памятна критикам и зрителям постановка комедии «Горе от ума» на английской сцене, впервые осуществленная в 1993 году в Великобритании в театре «Алмейда». В основу постановки лег перевод британского писателя-фантаста, композитора, литературоведа и переводчика Энтони Берджеса. В постановке спектакля были задействованы звезды английской сцены. Так, роль Чацкого исполнял знаменитый английский актер Колин Ферт.

В театральную историю вошли знаменитые постановки Сергея Арцибашева в Театре на Покровке, Римаса Туминаса в «Современнике» и Иосифа Райхельгауза в Школе современной пьесы, в театрах российской провинции, которые еще ждут своего отражения в фондах грибоедовского музея.

Персонажи «Горя от ума» с успехом продолжают свою жизнь на российской сцене. Благодаря своей вечной актуальности и таланту автора у комедии есть все основания быть востребованной и в последующие театральные эпохи.

В подготовке выставки участвовали:

Татьяна Антонова– куратор выставки, зав. экспозиционно-выставочным отделом Музея-заповедника «Хмелита»;

Дмитрий Несмелов – главный художник,

Алевтина Фатова – специалист экспозиционно-выставочного отдела